24 октября 2021

Сила слабых.

Источник - Marcus Brutus

"Можно указать на одно неоспоримое преимущество феминной половины перед мужской: где сильной половине нужно добиваться с трудом и часто провально в попытке достичь желаемого совершенства, женщина получает это одной возможностью своей имманентной природы. Это перевешивает всё; где мужчины одержимы вещами и идеями, постоянно испытывая фрустрацию, ощущение незаконченности и ограниченности конечного результата, там женщина достигает полноты и совершенства в своём деле. Это magnum opus, чудо, живой результат божественного события, приближающего её к акту Творца. Поэтому и невозможно говорить о равноправии полов, так как нельзя восполнить разрыв этого события, "священнодействия", которого лишена другая сторона. На этом понимании строился культ минойского матриархата и перед этим отступала любая возможность противодействия. Можно предположить, что все восстания и деяния маскулинности - лишь мстительность и попытка приблизиться к ремесленной полноте, что им не присуща по природе. Матери не нужно ничего доказывать или силой добывать признание в других глазах; всё это она уже имеет в полной мере, и нужно только проявить творческую заботу о самом ценном своём произведении. И как органична она в своём самопожертвовании, заботе и внимании, - даже самый талантливый зодчий не может осуществить такой уровень присутствуя и участия к своему проекту.

«Русские в чистом виде»

В культурном отношении поморов вполне можно назвать «русскими в чистом виде». Потому что Поморье, Архангельская область — это такая «морозилка» средневековой русской культуры и средневекового культурного кода.

Снимок Николая Авенировича Шабунина. Мезень. Начало XX века

По большому счёту, именно здесь был открыт живой русский эпос. Совершенно случайно в середине XIX века русский фольклорист и этнограф Павел Рыбников, который попал в ссылку в Олонецкую и Архангельскую губернии, вдруг обнаружил, что все эти былины исполняются. Когда Рыбников после своей первой экспедиции предоставил записи этих былин, в академических кругах к нему отнеслись как к шарлатану. Мол, всё это очень красиво, русский эпос, мы все его жаждем, но он не может существовать до сих пор! Где ты его взял, скомпилировал, написал?

«Great Grand Family»

Е. В. Антонова в статье "К проблеме формирования Бактрийско-Маргианского археологического комплекса" говорит, что по наблюдениям археологов на раскопках Алтын-депе, "среди семей, населявших один квартал, одна занимала особое положение. Её члены совершали ритуалы в помещениях с очагами особых форм и нишами. В этих обычаях можно усматривать продолжение энеолитических традиций".  

Я здесь усматриваю возможную параллель к тому, о чём говорилось в записи "Немного о культуре Винча". А именно: при раскопках поздненеолитического поселения Црквине в окрестностях села Стублине в районе Обреновац примерно в 40 км к юго-западу от Белграда (Сербия) обнаружены группы от 5 до 12 строений, которые могут указывать на существование "больших семей" с матриархом во главе. 

О букраниях в культуре Винча (2).

Я остался недоволен своей вчерашней записью (О букраниях в культуре Винча). Справедливо сопоставляя букрании культуры Винча с аналогичными букраниями Чатал-Хююка, я упустил из виду, что в Чатал-Хююке быки не являются самостоятельными "акторами", они всегда находятся в "связке" с женским божеством. Ниже можно увидеть, что головы быков расположены под стилизованным изображением богини в позе роженицы.

Стало быть, можно предполагать, что и в жилищах носителей культуры Винча рогатые головы быков устанавливась как компоненты единой картины, которую мы не можем видеть из-за отсутствия изображений богини. 

Теория Чарльза Тилли о происхождении государства.

Чарльз Тилли (Charles Tilly, 1929-2008, доктор философии, преподавал в Гарварде) в своей теории государства утверждает, что современные государства произошли от сообществ, которые сегодня мы бы назвали организованными преступными группировками (ОПГ).

Увидеть сходство с организованной преступностью не сложно, если обратиться к «Повести временных лет» или какой-то другой старинной хронике, которая преподносится нам как описание ранней стадии развития современных государств.

Многие политические образования на карте Европы появились благодаря варягам, которые вначале грабили. Приплывали и грабили, увозили с собой добычу. Потом создавали форпост на каком-то особенно удачном пороге, где проплывало особенно много купцов и вместо того, чтобы грабить купцов и убегать, можно было сидеть и грабить, а не увозить с собой награбленное. Потом они постепенно начинали осваивать окружающую территорию. Как князь Игорь, отправляясь в полюдье. Различие между обычным грабежом и полюдьем заключалось в том, что второй вид грабежа был относительно регулярным, да ещё и сопровождался формированием некоего представления о том, сколько в этот раз будет награблено. Между данью и грабежом в своей примитивной форме разница в основном та, что жертва знает сколько именно будет украдено в следующий раз и может даже обидеться, если будет украдено немножко больше.