04 июля 2025

О причинах появления мегапоселений Трипольской культуры.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что, судя по распространению курганных погребальных обычаев и типичных дубинок в виде конских голов в стиле Хвалынска, появляющихся на Северном Кавказе (около Нальчика), а также вблизи Азовского моря и вплоть до Западной Украины (культура Среднего Стога), примерно с 4500 г. до н. э. арийские пастухи доминировали во всём восточноевропейском степном регионе от Урала до Кавказа и Западной Украины. 

А что случилось с предыдущими неолитическими культурами матриархального характера, которые жили на той же обширной территории? Они были «перекрыты» — как это описывают археологи, лаконично и пренебрежительно.

В качестве примера этой ситуации, которая также происходила со многими другими, следует упомянуть судьбу днепро-донецкой культуры, которая была «перекрыта» культурой Среднего Стога (4400–3400).

Поселения среднестоговской культуры располагались в нижнем течении Днепра и Днестра, как раз в районе более древней днепро-донецкой культуры [1]. Здесь также были обнаружены курганные могилы с индивидуальными захоронениями мужчин, связанные с жертвоприношениями лошадей и собак, и погребальным инвентарём, таким как каменные топоры и дубинки из конских голов, длинные кремневые кинжалы, тысячи ракушечных бусин и мелкие медные и золотые артефакты. Эти курганные захоронения были расположены на кладбищах предыдущей культуры, вытесняя обычай общинных захоронений. Это доказывает, что группы людей с Волги вторглись в этот район и оттеснили более старую культуру с помощью насилия. Захватчики прибыли разрозненными группами конных воинов-скотоводов. Те, кто пережил нападение, вероятно, бежали в соседнюю матриархальную культуру Триполья на Украине.

Кстати, примерно в это время появляются мегапоселения Трипольской культуры. Они были крупнейшими жилыми агломерациями в юго-восточной Европе с 4100 по 3400 гг. до н. э. 


Хайде Гёттнер-Абендрот о рождении патриархата.

Хайде Гёттнер-Абендрот обвиняет засуху в том, что она привела степных кочевников в Европу. Как говорится, свежо предание, да верится с трудом... В последнее время историки так часто ссылаются на климатические катастрофы в древности, что я просто перестал обращать внимание на них. 

Говоря о "преобразовании небольших групп домашних животных в большие стада овец, коз и крупного рогатого скота", Хайде Гёттнер-Абендрот противоречит своим словам о засухе. Чем же, интересно, питались большие стада овец, если и маленьким стадам не было корма из-за засухи? "Однако, - продолжает она, - содержание большого количества животных требовало повышенной мобильности, поскольку их больше нельзя было пасти пешком. Кроме того, приходилось совершать обширные миграции, чтобы найти новые пастбища для множества животных. Поэтому стало необходимым одомашнивание дикой лошади, которое началось в 5-м тысячелетии в густонаселённой культуре Ботай к востоку от Урала".

По-моему, Хайде Гёттнер поставила здесь "телегу" впереди "лошади". На самом деле, всё было как раз наоборот. Именно одомашнивание лошади и использование её в качестве ездового животного привело к укрупнению стад овец, коз и крупного рогатого скота. Пастух верхом на лошади и пастух "на своих двоих" — это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Очевидно, сначала пастухи пасли верхом табуны одомашненных лошадей (поскольку пасти их пешком невозможно), а затем стали пасти верхом на лошадях стада овец и коров.

И вот здесь произошло самое главное. Раньше миграция со стадами была сезонной: в летние месяцы мужчины-пастухи перемещались на далёкие пастбища или на высокогорные луга, но на зиму они возвращались в деревню со своими овцами и коровами. Мужчины отдалялись от своих поселений на расстояние не больше нескольких десятков километров. А верхом на лошадях они могли совершать миграции уже на многие сотни километров. И, в общем, произошёл разрыв мужского элемента и женского. В отрыве от женского влияния, мужчины создали свои "междусобойчики" (Männerbünde) со своими специфично-мужскими правилами поведения и ритуалами. Именно так и появился патриархат. В Хвалынской культуре (4700–3800 гг. до н. э.) на Средней Волге впервые появились символы власти новой, мужской скотоводческой культуры: длинные кремневые кинжалы, каменные топоры и каменные дубинки, которые имели форму конских голов, поэтому их называли «скипетрами с конской головой».

Horse heads at the point of clubs, so-called “horse head scepters,” Volga (Russia)