Елена Фиалко в статье "Паноплия скифских воительниц" жалуется на почти тотальную разграбленность скифских курганов. "В результате грабежей, во-первых, многие наборы сопроводительного инвентаря сохранились со значительными утратами или были вынесены из могил практически целиком; во-вторых, трудно установить количество захороненных лиц в конкретной могиле; в-третьих, затруднено определение пола умершего. Эти обстоятельства приводят к потере большого информационного массива. И, как следствие, значительная часть погребальных комплексов амазонок «растворилась» в общей массе скифских захоронений.
Тем не менее, на землях современной Украины известно около 130 могил, датирующихся концом V-IV вв. до н.э., принадлежность которых вооружённым женщинам не вызывает сомнений. По отношению к общему количеству скифских погребений с оружием в Понтийских степях могилы женщин-воительниц составляют четвёртую часть. А это значит, что каждым четвёртым воином у скифов Северного Причерноморья была женщина".
"Оружие присутствует в погребальных комплексах каждой амазонки, однако ассортимент оружия, которым пользовались женщины, оказывается весьма ограниченным. На вооружении скифских амазонок было преимущественно метательное оружие – это, прежде всего, лук и стрелы, а также метательные копья, дротики и праща. Оружие рукопашного боя - мечи и кинжалы, боевые топоры, клевцы, чеканы (и тем более ударное оружие) – женщины практически не использовали. Относительно принципа действия можно отметить, что речь идёт о метательном оружии у амазонок и фактически полном игнорировании ударно-рубящего и рубяще-колющего оружия".
 |
Скифская амазонка. Реконструкция. |
Елена Фиалко приводит доказательства вовлечённости амазонок в реальные боевые действия. "В погребении 1 кургана 13 группы БОФ (Днепропетровская обл.) наконечник стрелы застрял в колене женщины. В погребении 1 кургана 30 Чертомлыцкого могильника бронзовый наконечник остался в черепе покойницы. Ещё в одной из могил Чертомлыцкого могильника бронзовый наконечник стрелы пронзил пятый поясничный позвонок амазонки. По мнению антропологов, он причинил женщине серьёзную травму, которая, вероятно, и привела к её смерти. Приведённые артефакты являются прямыми свидетельствами участия этих женщин в военных столкновениях".
 |
Раненая амазонка. Фрагмент саркофага, найденного в 1834 году на острове Торчелло в Венеции. Датируется II-III вв нашей эры |
Защитный доспех амазонок представлен крайне скудно, из чего автор статьи делает вывод, что рядовые воительницы использовали простые доспехи из кожи или льняной ткани (что соответствует информации письменных источников).Находки оружия в могилах девочек из кургана 5 у с. Зелёное свидетельствуют, что искусству поражения врага скифские амазонки учились сызмальства.
И, наконец, последний момент, который нельзя обойти вниманием. В могилах вооружённых женщин нет сопутствующих захоронений боевых коней. Дело в том, что сопровождающие захоронения коней характерны, преимущественно, для погребений представителей скифской социальной верхушки. Неужели у скифов женщины считались "унтерменшами"?
Елена Фиалко обращает внимание на то обстоятельство, что "иногда в наборы заупокойного инвентаря женских могил входят такие предметы как бронзовый котёл (погребение 3 кургана 38 у с. Любимовка, погребение 1 кургана 8 у с. Волчанск, погребение кургана 4 у с. Великая Знаменка) и гривна: золотая – в погребении 3 кургана 38 у с. Любимовка и серебряные – в погребении 2 кургана 13 группы БОФ, погребении 2 кургана 38 у с. Отрадное и кургане 16 могильника Мамай Гора. Эти вещи, несомненно, отмечают захоронения женщин-военачальниц, предводительниц воинских подразделений".
Да, но почему в погребениях скифских амазонок нет коней?
Я предполагаю, что лошадей использовали мужчины, для совершения грабительских набегов на соседей, а скифские женщины оставались дома, с детьми. Иногда приходила "ответка" с сопредельных территорий; под лозунгом "грабь награбленное" злые соседи опустошали стойбища скифов; если мужчин не было дома, приходилось женщинам браться за оружие.
Н.А. Берсенева в статье "ЖЕНСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ С ОРУЖИЕМ: РЕАЛИИ ЖИЗНИ ИЛИ ОТОБРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ? (по материалам саргатской культуры)" тоже жалуется на "сильную разграбленность саргатских курганов" и "почти тотальное разрушение захоронений".
Саргатские курганные могильники эпохи раннего железа занимают обширную территорию от восточного склона Уральских гор до Барабинской лесостепи, концентрируясь в бассейнах крупных рек — Тобола, Ишима и Иртыша.
"Погребения женщин с предметами вооружения являются панкультурным феноменом для обществ степной/лесостепной полосы Евразии раннего железного века. Отдельные предметы вооружения в женских погребениях саргатской культуры встречаются достаточно часто. В основном это наконечники стрел (в том числе колчанные наборы), сохранившиеся накладки луков и, реже, кинжалы. Могильные ямы с этими артефактами составляют в среднем 16,3 % от общего количества непотревоженных индивидуальных саргатских женских погребений. В среднем, захоронения с предметами вооружения составили как минимум 18 % от всех женских могильных ям.
Недавние публикации скифских памятников показали, что женщины иногда сопровождались буквально всеми видами оружия, включая тяжёлое вооружение; верховыми и упряжными лошадьми. В кургане 7 могильника Новозаведенное II была захоронена молодая женщина 20–25 лет в сопровождении обширного ряда предметов вооружения, среди которых сохранились фрагменты меча, копья, топора, боевого ножа, а также наконечники стрел и детали конской упряжи. Наряду с этим в погребении были встречены и традиционные для погребений женщин вещи: два пряслица, множество бусин из стекла, янтаря, сердолика, фаянса и гагата. В целом, согласно данным Е.Е. Фиалко, 25 % скифских погребений с оружием являются женскими".
Однако, здесь Н.А. Берсенева противоречит показаниям Е. Е. Фиалко. Последняя говорит: "В скифских погребениях конца V - начала III вв. до н.э. на территории Украины ни разу не было найдено боевого топора, хотя на произведениях изобразительного искусства амазонки часто держат в руках именно лёгкие топоры".
"Довольно агрессивной группой обычно полагаются сарматы [1], и в погребениях сарматских женщин иногда присутствовало оружие. По данным М.С. Стрижак, в выборке по ранним сарматам около 11 % погребений с оружием были определены антропологами как женские (20 из 176 могил). Если обратиться к востоку, то пазырыкские могильники Алтая также содержат захоронения женщин с оружием. C 16-летней девушкой (Ак-Алаха 1), одетой, кстати, по-мужски — в штаны и шубу, были положены не только колчан и лук, но ещё чекан и кинжал. Инвентарь женских погребений следующей за пазырыкской булан-кобинской культуры Горного Алтая в 16 случаях (13,7 %) включал предметы вооружения: лук со стрелами, кинжалы, даже панцирные пластины. В кургане 1 могильника Аржан 2 (п. 5) в Туве женщина 30−35 лет была погребена с кинжалом. Второй погребённый — мужчина 40−50 лет был также снабжён кинжалом, но кроме того у него были лук и колчан со стрелами. Большое количество золотых украшений сопровождало обоих умерших. Это самая богатая могила из 29 содержавшихся под насыпью. В хуннских могильниках Забайкалья «почти в половине из выделенных кластеров женских захоронений встречаются предметы вооружения». Нет сомнений, что с новыми раскопками выводы будут корректироваться. Но тот факт, что в степных и близких им лесостепных обществах определённый процент женщин (по разным регионам — от 10 до 25 %) хоронились с оружием, можно считать установленным.
Интерпретировать эти погребения, тем не менее, непросто. В литературе рассматривались разные возможности: от существования женских военизированных отрядов до символической передачи предметов вооружения уже отбывшим в иной мир мужьям или родственникам". Д.И. Ражев выделил два «морфотипа» по признакам физической активности. Женщины второго морфотипа (более активного), по его мнению, могли «участвовать в воинских формированиях» в качестве «конных лучниц»".
Сначала Н.А. Берсенева приводит некоторые доводы в пользу прямого участия в военных столкновениях скифских и сарматских женщин. "На основании анализа среднедонских антропологических коллекций М.В. Добровольская предположила, что «амазонками» были женщины с гормональными нарушениями — «мужеподобные»". Но, судя по всему, сама Н.А. Берсенева придерживается иной точки зрения.
"Помещение оружия в могилу не обязательно означало, что война была постоянным и единственным занятием населения, жившего в евразийской степи и особенно лесостепи в раннем железном веке. Оружие могло выступать статусным символом, обозначающим принадлежность к элите. «Царские» курганы не позволяют усомниться в наличии элиты среди скотоводов раннего железного века Евразии. Основываясь на исторических и этнографических данных, многие авторы полагают, что захоронение женщин с «мужскими» артефактами часто говорит об их повышенном статусе. Скифские женские захоронения с оружием встречаются в основном в элитных курганах. Средневековых королев хоронили с оружием и в доспехах, что также было показателем их высокого положения. Исследователи считают, что оружие здесь скорее является статусным символом, нежели свидетельствует о действительном занятии или военных успехах той части мужчин или женщин, которая была погребена с ним".
Н.А. Берсенева также приводит примеры женского травматизма, но она, в отличие от Е.Е. Фиалко, не спешит связывать эти случаи с участием женщин в боевых действиях.
"На трёх женских черепах из могильников саргатской культуры зафиксированы следы военных столкновений, в том числе раны, нанесённые стрелами и холодным оружием. Два таких погребения обнаружены в Приишимье и одно в Барабе. В кургане 1 могильника Марково 1 (Бараба) был найден череп женщины 25–40 лет со следами зажившего колотого ранения. К сожалению, погребение полностью ограблено, инвентаря не сохранилось. На Ишиме, в могильнике Кокуйский 3, в коллективной могиле совместно с двумя мужчинами и ребёнком трёх лет была погребена женщина 30–50 лет, в черепной коробке которой зафиксировано отверстие, пробитое стрелой. Могила выглядела ненарушенной, но кости женщины находились в беспорядке. Не ясно, был ли у неё сопроводительный инвентарь. Третье отмеченное Д.И. Ражевым погребение (Абатский 3 могильник, к. 2, п. 10) отнесено Н.П. Матвеевой не к саргатской, а к кашинской культуре. Череп этой женщины 25–35 лет имел следы искусственной деформации, инвентарь состоял из двух стеклянных бусин и железного ножа".
После этого Берсенева говорит, что "взаимосвязь между боевыми травмами и присутствием предметов вооружения в саргатских женских погребениях выявить не удаётся". Типа, всяко могло быть: может, муж по пьяни ножом пырнул...
"Тем не менее, наличие в женских погребениях оружия, возможно, подтверждает если не равноправное, то достаточно высокое положение женщин в скотоводческих обществах Евразии раннего железного века, значительную степень их самостоятельности и сравнимые по значимости с мужскими социальные роли.
Как известно из этнографии и истории, женщины кочевых народов часто вынуждены были принимать на себя мужские обязанности во время продолжительного отсутствия своих занятых войной и грабежами мужчин".
 |
Золотая бляшка с изображением скифского всадника с копьём, вторая половина IV в. до н.э. |
К сожалению, - говорит Н. А. Берсенева, - в саргатских «царских» курганах не обнаружено непотревоженных женских погребений. Поэтому невозможно установить, являлось ли оружие элитным "маркером" в богатых женских погребениях. "В Притоболье женские погребения, которые можно назвать «богатыми», с большим количеством инвентаря, золотыми и серебряными украшеними, оружия не содержали. Такая же ситуация и на Ишиме". Кстати, она говорит, что и у сарматов имелись очень богатые женские погребения, и притом совершенно без оружия.
"Высокий вертикальный статус женщины символизировали в погребальном инвентаре, по-видимому, украшения и предметы роскоши в большей степени, чем оружие. Крупные насыпи и сложные, глубокие могильные ямы являлись общим для мужчин и женщин статусным признаком.
 |
Скифский курган IV века до нашей эры недалеко от Симферополя; золотые нашивки с изображением шагающих грифонов и луноликих личин. |
,%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B0..jpg) |
Скифский курган из Подолье (Подолия), Украина. |
Женщины, захороненные с оружием, не стояли на самой верхушке саргатской общественной пирамиды".
В конце статьи Н. А. Берсенева снова как так бабка, которая говорит "надвое".
"Непосредственное участие некоторых женщин саргатской культуры в военных столкновениях можно признать доказанным на основании данных палеоантропологии и наличия предметов вооружения в женских захоронениях. При этом, судя по присутствию «комплекса лучника» в погребениях, женщины могли быть не только пассивными жертвами насилия, но и равноправными участниками боя. Масштабность их участия следует всё же оценить как незначительную, так как упомянутые выше свидетельства касаются лишь малой части женского населения. Существование каких-либо женских регулярных формирований археологическими источниками не подтверждается. С другой стороны, особенности скотоводческого образа жизни и, возможно, неспокойная обстановка на границе со степью вынуждали женщин обучаться элементарным навыкам владения посильным им оружием, чтобы при необходимости защитить себя, детей и хозяйство".
Я полагаю, что в любом случае, при любом раскладе, невозможно говорить даже о женском равноправии у скифов, не то что о матриархате. Само определение — "царские скифы" — противоречит этому: где имеется государственная "вертикаль власти", там, по определению, не может быть матриархата.
Считается, что сарматы имели более архаичное общественное устройство, и поэтому в их среде могла иметь место гетерархия. Ну, а гетерархия, — она как ризома (см.: Ризома): в одних местах патриархат "проклюнулся", в других местах — матриархат, и то, и другое существуют рядом (как на островах в Тихом океане) или даже оба принципа сосуществуют вместе, на одной территории.
------------------------------------------------------------------------
[1] Известно, что показатели травматизма для поздних сарматов составляют более 70 %. Поздние сарматы поэтому полагаются некоторыми исследователями агрессивной и воинственной группой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий