09 июня 2025

О скифских амазонках.

Елена Фиалко в статье "Паноплия скифских воительниц" жалуется на почти тотальную разграбленность скифских курганов. "В результате грабежей, во-первых, многие наборы сопроводительного инвентаря сохранились со значительными утратами или были вынесены из могил практически целиком; во-вторых, трудно установить количество захороненных лиц в конкретной могиле; в-третьих, затруднено определение пола умершего. Эти обстоятельства приводят к потере большого информационного массива. И, как следствие, значительная часть погребальных комплексов амазонок «растворилась» в общей массе скифских захоронений.

Тем не менее, на землях современной Украины известно около 130 могил, датирующихся концом V-IV вв. до н.э., принадлежность которых вооружённым женщинам не вызывает сомнений. По отношению к общему количеству скифских погребений с оружием в Понтийских степях  могилы женщин-воительниц составляют четвёртую часть. А это значит, что каждым четвёртым воином у скифов Северного Причерноморья была женщина".

"Оружие присутствует в погребальных комплексах каждой амазонки, однако  ассортимент оружия, которым пользовались женщины, оказывается весьма ограниченным. На вооружении скифских амазонок было преимущественно метательное оружие – это, прежде всего, лук и стрелы, а также метательные копья, дротики и праща. Оружие рукопашного боя - мечи и кинжалы, боевые топоры, клевцы, чеканы (и тем более ударное оружие) – женщины практически не использовали. Относительно принципа действия можно отметить, что речь идёт о метательном оружии у амазонок и фактически полном игнорировании ударно-рубящего и рубяще-колющего оружия".

Скифская амазонка. Реконструкция.

Елена Фиалко приводит доказательства вовлечённости амазонок в реальные боевые действия. "В погребении 1 кургана 13 группы БОФ (Днепропетровская обл.) наконечник стрелы застрял в колене женщины. В погребении 1 кургана 30 Чертомлыцкого могильника бронзовый наконечник остался в черепе покойницы. Ещё в одной из могил Чертомлыцкого могильника бронзовый наконечник стрелы пронзил пятый поясничный позвонок амазонки. По мнению антропологов, он причинил женщине серьёзную травму, которая, вероятно, и привела к её смерти. Приведённые артефакты являются прямыми свидетельствами участия этих женщин в военных столкновениях".

Раненая амазонка. Фрагмент саркофага, найденного в 1834 году на острове Торчелло в Венеции. Датируется II-III вв нашей эры

Защитный доспех амазонок представлен крайне скудно, из чего автор статьи делает вывод, что рядовые воительницы использовали простые доспехи из кожи или льняной ткани (что соответствует информации письменных источников).

Находки оружия в могилах девочек из кургана 5 у с. Зелёное свидетельствуют, что искусству поражения врага скифские амазонки учились сызмальства.

И, наконец, последний момент, который нельзя обойти вниманием. В могилах вооружённых женщин нет сопутствующих захоронений боевых коней. Дело в том, что сопровождающие захоронения коней характерны, преимущественно, для погребений представителей скифской социальной верхушки. Неужели у скифов женщины считались "унтерменшами"?

Елена Фиалко обращает внимание на то обстоятельство, что "иногда в наборы заупокойного инвентаря женских могил входят такие предметы как бронзовый котёл (погребение 3 кургана 38 у с. Любимовка, погребение 1 кургана 8 у с. Волчанск, погребение кургана 4 у с. Великая Знаменка) и гривна: золотая – в погребении 3 кургана 38 у с. Любимовка и серебряные – в погребении 2 кургана 13 группы БОФ, погребении 2 кургана 38 у с. Отрадное и кургане 16 могильника Мамай Гора. Эти вещи, несомненно, отмечают захоронения женщин-военачальниц, предводительниц воинских подразделений".

Да, но почему в погребениях скифских амазонок нет коней?

Я предполагаю, что лошадей использовали мужчины, для совершения грабительских набегов на соседей, а скифские женщины оставались дома, с детьми. Иногда приходила "ответка" с сопредельных территорий; под лозунгом "грабь награбленное" злые соседи опустошали стойбища скифов; если мужчин не было дома, приходилось женщинам браться за оружие.

Н.А. Берсенева в статье "ЖЕНСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ С ОРУЖИЕМ: РЕАЛИИ ЖИЗНИ ИЛИ ОТОБРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ? (по материалам саргатской культуры)" тоже жалуется на "сильную разграбленность саргатских курганов" и "почти тотальное разрушение захоронений".

Саргатские курганные могильники эпохи раннего железа занимают обширную территорию от восточного склона Уральских гор до Барабинской лесостепи, концентрируясь в бассейнах крупных рек — Тобола, Ишима и Иртыша.

"Погребения женщин с предметами вооружения являются панкультурным феноменом для обществ степной/лесостепной полосы Евразии раннего железного века. Отдельные предметы вооружения в женских погребениях саргатской культуры встречаются достаточно часто. В основном это наконечники стрел (в том числе колчанные наборы), сохранившиеся накладки луков и, реже, кинжалы. Могильные ямы с этими артефактами составляют в среднем 16,3 % от общего количества непотревоженных индивидуальных саргатских женских погребений. В среднем, захоронения с предметами вооружения составили как минимум 18 % от всех женских могильных ям.

Недавние публикации скифских памятников показали, что женщины иногда сопровождались буквально всеми видами оружия, включая тяжёлое вооружение; верховыми и упряжными лошадьми. В кургане 7 могильника Новозаведенное II была захоронена молодая женщина 20–25 лет в сопровождении обширного ряда предметов вооружения, среди которых сохранились фрагменты меча, копья, топора, боевого ножа, а также наконечники стрел и детали конской упряжи. Наряду с этим в погребении были встречены и традиционные для погребений женщин вещи: два пряслица, множество бусин из стекла, янтаря, сердолика, фаянса и гагата. В целом, согласно данным Е.Е. Фиалко, 25 % скифских погребений с оружием являются женскими".

Однако, здесь Н.А. Берсенева противоречит показаниям Е. Е. Фиалко. Последняя говорит: "В скифских погребениях конца V - начала III вв. до н.э. на территории Украины ни разу не было найдено боевого топора, хотя на произведениях изобразительного искусства амазонки часто держат в руках именно лёгкие топоры".

См.: Амазонки и лабрисы.

"Довольно агрессивной группой обычно полагаются сарматы [1], и в погребениях сарматских женщин иногда присутствовало оружие. По данным М.С. Стрижак, в выборке по ранним сарматам около 11 % погребений с оружием были определены антропологами как женские (20 из 176 могил). Если обратиться к востоку, то пазырыкские могильники Алтая также содержат захоронения женщин с оружием. C 16-летней девушкой (Ак-Алаха 1), одетой, кстати, по-мужски — в штаны и шубу, были положены не только колчан и лук, но ещё чекан и кинжал. Инвентарь женских погребений следующей за пазырыкской булан-кобинской культуры Горного Алтая в 16 случаях (13,7 %) включал предметы вооружения: лук со стрелами, кинжалы, даже панцирные пластины. В кургане 1 могильника Аржан 2 (п. 5) в Туве женщина 30−35 лет была погребена с кинжалом. Второй погребённый — мужчина 40−50 лет был также снабжён кинжалом, но кроме того у него были лук и колчан со стрелами. Большое количество золотых украшений сопровождало обоих умерших. Это самая богатая могила из 29 содержавшихся под насыпью. В хуннских могильниках Забайкалья «почти в половине из выделенных кластеров женских захоронений встречаются предметы вооружения». Нет сомнений, что с новыми раскопками выводы будут корректироваться. Но тот факт, что в степных и близких им лесостепных обществах определённый процент женщин (по разным регионам — от 10 до 25 %) хоронились с оружием, можно считать установленным.

Интерпретировать эти погребения, тем не менее, непросто. В литературе рассматривались разные возможности: от существования женских военизированных отрядов до символической передачи предметов вооружения уже отбывшим в иной мир мужьям или родственникам". Д.И. Ражев выделил два «морфотипа» по признакам физической активности. Женщины второго морфотипа (более активного), по его мнению, могли «участвовать в воинских формированиях» в качестве «конных лучниц»".

Сначала Н.А. Берсенева приводит некоторые доводы в пользу прямого участия в военных столкновениях скифских и сарматских женщин. "На основании анализа среднедонских антропологических коллекций М.В. Добровольская предположила, что «амазонками» были женщины с гормональными нарушениями — «мужеподобные»". Но, судя по всему, сама Н.А. Берсенева придерживается иной точки зрения. 

"Помещение оружия в могилу не обязательно означало, что война была постоянным и единственным занятием населения, жившего в евразийской степи и особенно лесостепи в раннем железном веке. Оружие могло выступать статусным символом, обозначающим принадлежность к элите. «Царские» курганы не позволяют усомниться в наличии элиты среди скотоводов раннего железного века Евразии. Основываясь на исторических и этнографических данных, многие авторы полагают, что захоронение женщин с «мужскими» артефактами часто говорит об их повышенном статусе. Скифские женские захоронения с оружием встречаются в основном в элитных курганах. Средневековых королев хоронили с оружием и в доспехах, что также было показателем их высокого положения. Исследователи считают, что оружие здесь скорее является статусным символом, нежели свидетельствует о действительном занятии или военных успехах той части мужчин или женщин, которая была погребена с ним". 

Н.А. Берсенева также приводит примеры женского травматизма, но она, в отличие от Е.Е. Фиалко, не спешит связывать эти случаи с участием женщин в боевых действиях. 

"На трёх женских черепах из могильников саргатской культуры зафиксированы следы военных столкновений, в том числе раны, нанесённые стрелами и холодным оружием. Два таких погребения обнаружены в Приишимье и одно в Барабе. В кургане 1 могильника Марково 1 (Бараба) был найден череп женщины 25–40 лет со следами зажившего колотого ранения. К сожалению, погребение полностью ограблено, инвентаря не сохранилось. На Ишиме, в могильнике Кокуйский 3, в коллективной могиле совместно с двумя мужчинами и ребёнком трёх лет была погребена женщина 30–50 лет, в черепной коробке которой зафиксировано отверстие, пробитое стрелой. Могила выглядела ненарушенной, но кости женщины находились в беспорядке. Не ясно, был ли у неё сопроводительный инвентарь. Третье отмеченное Д.И. Ражевым погребение (Абатский 3 могильник, к. 2, п. 10) отнесено Н.П. Матвеевой не к саргатской, а к кашинской культуре. Череп этой женщины 25–35 лет имел следы искусственной деформации, инвентарь состоял из двух стеклянных бусин и железного ножа". 

После этого Берсенева говорит, что "взаимосвязь между боевыми травмами и присутствием предметов вооружения в саргатских женских погребениях выявить не удаётся". Типа, всяко могло быть: может, муж по пьяни ножом пырнул...

"Тем не менее, наличие в женских погребениях оружия, возможно, подтверждает если не равноправное, то достаточно высокое положение женщин в скотоводческих обществах Евразии раннего железного века, значительную степень их самостоятельности и сравнимые по значимости с мужскими социальные роли.

Как известно из этнографии и истории, женщины кочевых народов часто вынуждены были принимать на себя мужские обязанности во время продолжительного отсутствия своих занятых войной и грабежами мужчин".

Золотая бляшка с изображением скифского всадника с копьём, вторая половина IV в. до н.э.
К сожалению, - говорит Н. А. Берсенева, - в саргатских «царских» курганах не обнаружено непотревоженных женских погребений. Поэтому невозможно установить, являлось ли оружие элитным "маркером" в богатых женских погребениях. "В Притоболье женские погребения, которые можно назвать «богатыми», с большим количеством инвентаря, золотыми и серебряными украшеними, оружия не содержали. Такая же ситуация и на Ишиме". Кстати, она говорит, что и у сарматов имелись очень богатые женские погребения, и притом совершенно без оружия. 

"Высокий вертикальный статус женщины символизировали в погребальном инвентаре, по-видимому, украшения и предметы роскоши в большей степени, чем оружие. Крупные насыпи и сложные, глубокие могильные ямы являлись общим для мужчин и женщин статусным признаком. 

Скифский курган IV века до нашей эры недалеко от Симферополя; золотые нашивки с изображением шагающих грифонов и луноликих личин.

Скифский курган из Подолье (Подолия), Украина.

Женщины, захороненные с оружием, не стояли на самой верхушке саргатской общественной пирамиды".

В конце статьи Н. А. Берсенева снова как так бабка, которая говорит "надвое".

"Непосредственное участие некоторых женщин саргатской культуры в военных столкновениях можно признать доказанным на основании данных палеоантропологии и наличия предметов вооружения в женских захоронениях. При этом, судя по присутствию «комплекса лучника» в погребениях, женщины могли быть не только пассивными жертвами насилия, но и равноправными участниками боя. Масштабность их участия следует всё же оценить как незначительную, так как упомянутые выше свидетельства касаются лишь малой части женского населения. Существование каких-либо женских регулярных формирований археологическими источниками не подтверждается. С другой стороны, особенности скотоводческого образа жизни и, возможно, неспокойная обстановка на границе со степью вынуждали женщин обучаться элементарным навыкам владения посильным им оружием, чтобы при необходимости защитить себя, детей и хозяйство".

Я полагаю, что в любом случае, при любом раскладе, невозможно говорить даже о женском равноправии у скифов, не то что о матриархате. Само определение — "царские скифы" — противоречит этому: где имеется государственная "вертикаль власти", там, по определению, не может быть матриархата. 

Считается, что сарматы имели более архаичное общественное устройство, и поэтому в их среде могла иметь место гетерархия. Ну, а гетерархия, — она как ризома (см.: Ризома): в одних местах патриархат "проклюнулся", в других местах — матриархат, и то, и другое существуют рядом (как на островах в Тихом океане) или даже оба принципа сосуществуют вместе, на одной территории.  

------------------------------------------------------------------------
[1] Известно, что показатели травматизма для поздних сарматов составляют более 70 %. Поздние сарматы поэтому полагаются некоторыми исследователями агрессивной и воинственной группой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий