27 августа 2025

Про узелковое письмо кипу.

В записи "Похвала прялке"  я сделал предположение, что кипу, узелковое письмо инков, было создано древними андскими ткачихами. И вот появилось косвенное подтверждение: 

"Статья международной группы учёных, опубликованная в августе 2025 года в журнале Science Advances, посвящена анализу одного из древнейших образцов кипу — шнура KH0631, датируемого примерно 1498 годом. Основной шнур был изготовлен из тёмно-коричневого человеческого волоса. В инкской культуре человеческие волосы, включённые в основной шнур, служили своего рода «подписью» создателя. Это позволяло идентифицировать человека, который делал кипу. Используя современные методы элементного анализа и масс-спектрометрию изотопов, исследователи смогли определить рацион человека, который создавал кипу.

Анализ показал, что мастер KH0631 питался как простолюдин: преимущественно клубнями и зеленью, а не мясом и кукурузой, привычными для элиты инков. Это открытие ставит под сомнение представление, что доступ к технологии кипу был ограничен узким кругом привилегированных людей.

Исторические сведения подтверждают, что в XIX и XX веках изготовлением кипу занимались крестьяне и рабочие, а записи Фелипе Гуамана Помы де Айялы, инкского летописца XVI века, показывают, что женщины также могли создавать эти верёвочные записи" (Источник).

К этому надо добавить "узелки на память", которые раньше наши бабушки завязывали на своих платочках. И своим дочкам-внучкам говорили: завяжи узелок, - увидишь его и вспомнишь зачем завязывала. Может быть, эти "узелки на память" следует расценивать как самую архаичную и примитивную систему письма?

«Право первой ночи» наоборот.

А вот пишут, что в африканском племени баньянколе "мужчина перед свадьбой обязан быть опробован тёткой своей невесты в специальной хижине". "Представьте себе: жених обязан провести нoчь не с невестой, а с её тётей. Да-да, именно тётушка должна первой «oпрoбовaть» будущего жениха. Задача тётушки заключалась в том, чтобы проверить "мужскую силу" будущего жениха, всё ли у него работает и умеет ли он доставлять yдoвoльcтвиe женщине. По итогам этой «проверки» тётя давала своё одобрение или могла посоветовать племяннице отказаться от брака".

Народ нколе, также известный как баньянколе, является этнической группой банту. А для банту на ранней стадии развития был характерен матриархальный уклад. Дж. П. Мёрдок доказал, что исходная матрица социальной организации народов банту была матрилинейной. В наибольшей степени такие черты сохранились у центральных банту, которые живут в районах, непригодных для разведения крупного рогатого скота. По мнению учёных, общины сменили матриархальный уклад на патриархальный после того, как в племенах распространилась практика приобретения крупного рогатого скота. 

Сегодня среди нколе много скотоводов, разводящих ватусси, крупный рогатый скот с огромными изогнутыми рогами, который считается символом богатства и власти.