12 октября 2025

Пролегомены Эллады.

В своём монументальном труде «Пролегомены к изучению греческой религии» Джейн Эллен Харрисон приводит многочисленные примеры матриархальной природы доэллинского общества, которые можно обнаружить в трудах классических авторов и археологических артефактах. Некоторые из наиболее убедительных доводов Харрисон в пользу описания доэллинской Греции как матриархального общества приводятся в её обсуждении местных культов, предшествовавших олимпийской греческой религии. «Когда мы приступаем к изучению местных культов, мы обнаруживаем, что если они отражают цивилизацию верующих, эта цивилизация совершенно иная, чем патриархальная». Ссылаясь на Геру, единолично правящую в Аргосе, Деметру и Персефону, верховных в Элевсине, Афину в Афинах, а также Фемиду, Фебу и Гею, предшествовавших Аполлону в Дельфах, Харрисон говорит нам, что эти «примитивные [1] богини» отражают «иное положение вещей, отношения, прослеживаемые через мать, состояние общества, известное неуклюжим термином 'матриархат'».

Реконструкция древнегреческого Парфенона.
----------------------------------------------------------------------------

[1] От  лат. primitivus — «первый, самый ранний».

О женском трауре.

Британский антиковед Джейн Эллен Харрисон указывает на одну из надписей III века до н. э. в Гамбреионе (в Малой Азии), согласно которой «законы траура древних тяготили женщин тяжелее, чем мужчин». Согласно закону, на который ссылается Харрисон, одежда, которую женщины носили на похоронах, должна была быть тёмной и не рваной. Мужчинам не требовалось носить тёмные цвета. Более того, период траура у мужчин был короче, чем у женщин. Женщины, нарушившие эти законы траура, должны были быть наказаны гинекономами [1], которые лишали их права участвовать в празднике Фесмофорий и приносить жертвы любому божеству в течение десяти лет. Мужчины, по всей видимости, не подвергались такому наказанию за нарушение законов траура. Харрисон считает, что это суровое наказание, назначенное женщинам, можно объяснить не общей траурностью женщин и даже не их предполагаемым более острым чувством эмпатии, а теми ранними матриархальными условиями, при которых родство считалось по материнской линии, а не по отцовской.

Даже не знаю, как относиться к этому сообщению. С одной стророны, вроде бы всё верно: если род был материнским, тогда женщины, осознававшие своё центральное, "коренное" положение в роду, оплакивали опавшие "листочки" и отломившиеся "веточки" от родового древа. С этой точки зрения, женский траур в классической Греции можно понимать как "пережиток" более древних времён... Но, с другой стороны, и в современной России женщины демонстрируют свой траур; после похорон они некоторое время носят чёрные платки, или косынки, или чёрные ленты на голове [2]. И как прикажете это понимать? В отличие от классической Греции, в современной России от родового строя не осталось даже "рожек и ножек".

В качестве иллюстраций я приведу две картины, которые отражают российские реалии. 

Три женщины на могиле - мать, сестра, жена. Картина русского художника Василия Григорьевича Перова, 1859 год.

Виктор Попков, «Хороший человек была бабка Анисья». 1971-1973 год.