15 октября 2021

Женские образы Божества у св. отцов и церковных писателей.

Некоторые считают, что представление о Боге как о Матери является последствием проникновения феминистских идей в богословие. Ниже приведены цитаты духовных писателей, живших задолго до возникновения феминистского движения и использующих те же самые архетипы в своих размышлениях о Боге.

Так, в некоторых фрагментах «О Пасхе» св. Мелитона Сардийского (начало II в. – ок. 190 г.) встречаются следующие слова: «Воспевайте Отца, святые; пойте Матери (tēi mētri), девы» [1]. Климент Александрийский (150 – 215 гг.) пишет, что Бог-Отец, произведя Сына, стал Матерью: «Из любви Отец женою стал. И лучшим доказательством этого служит то, что Он Сам из Себя произвёл; а плодом, происшедшим из любви, состоит Любовь же» [2].

О пещерных святилищах минойского Крита.

Пещерные святилища представляют собой особенность минойского Крита: точно установлено существование во всяком случае пятнадцати, а с большой степенью вероятности — ещё такого же числа таких мест. Очевидно, встречи со священным искали именно в труднодоступных, тёмных и страшных местах. Это отдалённо напоминает пещеры эпохи раннего палеолита со стенами, покрытыми наскальными рисунками, где охотники создавали для себя некий потусторонний, нереальный мир.  

View of Mount Ida north of the Palace of Phaistos
where the Kamares cave sanctuary was located

Эпименид Критский как "проводник" минойской традиции в древнегреческой философии.

А. В. Лебедев в статье "Теогония" Эпименида критского и происхождение орфико-пифагорейского учения о реинкарнации высказывает предположение о том, что "Диктейская и Идейская пещеры [на Крите] в архаическую эпоху функционировали как оракулы, а Эпименид служил штатным гадателем в пещере Зевса и предсказывал будущее на основании своих вещих снов".

И далее: "Предположение о том, что критские сакральные пещеры могли функционировать как оракулы, высказывалось историками и археологами (Chaniotis 2006). В древности критяне славились именно как самые искусные толкователи снов. В эллинистической Александрии 2 в. до н. э. безымянный толкователь снов следующим образом рекламировал своё искусство:

νύπνια κρίνω, τοθεοπρόσταγμα χων·
τύχ᾽ἀγαθι· Κρής στιν κρίνων τάδε.
Толкую сновидения по распоряжению бога,
В добрый час! Толкователь снов критянин.

Указание на происхождение толкователя снов с Крита (подтверждаемое также дорийской формой γαθι) является гарантией достоверности толкований. Ссылка на «распоряжение» бога, то есть бога-целителя Сараписа, указывает на то, что гадатель имел официальный статус при храме, что он был назначен на эту должность, а не занимался частным бизнесом (Contra Renberg 2010: 650–651). Подобно тому, как александрийский критянин служил гадателем-снотолкователем при храме Сараписа, Эпименид мог служить жрецом-прорицателем в критской «пещере Зевса».

Пещера Зевса на Крите (Диктейская пещера)

Про экзогамные браки у манси.

Из статьи ЭтноФила "Почему одни манси не могут жениться на других" видно, что в древности у манси было две фратрии Пор и Мось. Предком Пор считается медведь, а предком Мось — человеческая женщина. 

Экзогамия характерна для родовой жизни. Деление на роды отмечается практически у всех автохтонных народов Западной и Восточной Сибири.

В древности брак не мог заключаться внутри рода, а также с родами общими по происхождению: в отношении к данному роду все остальные роды распадались на две группы — свои и чужие.

Очевидно, деление на две фратрии было первичной формой экзогамии. Существовал запрет на браки внутри фратрии.

манси конца XIX века