28 января 2022

Ку-Баба.

Хороший текст от Льва Абалкина:

"Во днях древних больше почитались не боги, но жёны их: премногие богини благие. Вглядимся во мрак. Вот, проступает образ Нинлиль — супруги владыки поветрий и дуновений Энлиля — госпожа продуваемого поля. Вот богиня Нисаба — владычица хлебного колоса, чьею заботой является строгий подсчёт и учёт множеств всего на земле и на небе: все небесные овцы, что луноликий пастырь Нанна пасёт, ею сочтены до одной. Вот Нинхурсаг — чей образ в веках со многими богинями-матерями сплёлся-смешался в один лик молочной кормилицы. Вот Нинкаси, происходящая из кровосмесительной пены от отца своего Энки — пьянящего пива хозяйка. Вот Баба — дочь всенебесного Ана, что врачует болезни и раны. Много на свете было древних богинь, чьи имена навсегда затерялись во мраке времён...

Хоть и рассеялось владычество Киша, что когда-то возвышался среди прочих градов, но всё же имя его и образ продолжали сиять. И жила во граде том царственном одна из его жён, обыденно справлявшая дела свои женские: пиво варила в корчме, заведуя ею — как и завещано было богинями с незапамятных пор. И было имя её вполне заурядно: «Ку-Баба» — посвящённая Бабе. Однако, дела свои хозяйка так справно вела, что возвысилась необычайно во всём городе, знавшем и лучшие свои дни. Ку-Баба, владея своим женским искусством, укрепить основательно сумела дела всего древнего места и вновь Киш возвеличился так, что подмял было под себя Урук и Лагаш. И вот однажды оказалась Ку-Баба владычицей всего города Киша, оставив после царский престол своему сыну — Пузур-Суэну, перешедший затем и к её внуку по имени Ур-Забаба.

Но если на том и закончилась её слава земная, то после она продолжила жить уже в светлом образе той, кого много позже по Евфрату течением выше почитали богиней Кубабой".

Конечно, культура шумеров — это, в целом, патриархальная культура. Но интересно, как в этой культуре "прорастают" более древние матриархальные культы. Ситуация напоминает микенскую культуру древних греков, в которой заметно крито-минойское влияние. Кстати, и шумерский ад очень сильно похож на древнегреческий. "В Древнем Междуречье посмертное бытие мыслилось весьма мрачным и безрадостным. Умерший попадал в "Страну без возврата", "Великую землю", где его ждало извечное голодное прозябание. Миновать сей участи не суждено было никому. И даже богам" (Источник). "Извечное прозябание могли скрасить лишь оставшиеся живые потомки и родичи: именно они должны были, почитая своих умерших предков, кормить их, оставляя полагающуюся пищу у памятного камня. Горька юдоль того, кто умер и не оставил потомка, коему должно поминать своего достославного предка. Суждено таковому (а также тем, кто умер преждевременно или не своей смертью) блуждать и скитаться голодным, злобным призраком "гидим" (или по-аккадски "этэмму"), ненавидящим всё живое" (Там же).


 

И ещё одна параллель:

Это идолы загадочной индейской культуры Чачапойя, существовавшей в Перу примерно в 500—1470 гг. н. э.


Они напоминают моа́и — каменные монолитные статуи на острове Пасхи в Тихом океане.


Происхождение чачапойцев и их этническая принадлежность до настоящего времени представляют собой предмет дискуссий. Письменные источники, например, сообщение Сьесы де Леона в «Хронике Перу», указывают на то, что у чачапойцев была «более светлая» кожа, чем у других народов региона, хотя испанское слово «blanco» скорее означает «чистый/опрятный», поскольку в сообщении речь шла о женщинах, и они сравнивались не с европейками, а с другими индианками. 

Интересная параллель:

рогатое божество Хараппы и Кернунн (галльск.-лат. Cernunnos, что принято переводить как «Рогатый [Бог]»; встречается также написание «Цернунн») на котле из Гундеструпа.

 

И как тут не вспомнить про архетипы Карла Юнга и предвечные идеи (греч. ἰδέα — «прообраз») Платона?!

Кстати, про предвечные "пазлы" см.: Предвечные "пазлы" личности.