28 марта 2022

Мезоамериканские "глюки".

Интересный мультик. В нём показаны видения, которые переживают люди, находящиеся в изменённых состояниях сознания (ИСС). 

Как мы можем видеть, здесь доминирует змеиный мотив. Змеи постоянно трансформируются и "перетекают" в крылатых драконов, птиц и каких-то странных насекомых. В христианской демонологии это всё определяется ёмким словом "нечисть". Или "нечистая сила". «Имя им — легион», - сказано в Евангелии, то есть "нечистых" духов — реально очень много. 

Хотя этот мульт представляет видения индейцев Мезоамерики, можно быть уверенным, что примерно те же видения посещали и участников ритуалов, которые имели место быть примерно 11 000 лет назад в Гёбекли-Тепе. Потому что там мы видим примерно те же же изображения на стенах святилища. И, конечно, нельзя пройти мимо одержимости змеиным мотивом в неолитической Кукутени-Трипольской культуре. О ритуальных танцах в Чатал-Хююке говорилось в статье "Больные не играют". Очевидно, такие же экстатические танцы практиковались и в культурах Старой Европы, о чём косвенно свидетельствуют находки статуэток в масках. Причём, эти маски называют "рептилоидными". Они похожи то ли на муравьёв, то ли на инопланетян. Ну, в общем, сравнение с танцами индейцев напрашивается само собой.

Зана.

О ней писали Фазиль Искандер и Борис Поршнев. Она была героиней газетных сенсаций 1970-х годов, время от времени о ней вспоминали и позже, вплоть до настоящего времени. Но кем она была на самом деле?

Тут надо начать с Бориса Фёдоровича Поршнева (1905–1972), который всю жизнь интересовался началом человеческой историию. Историю про дикую женщину Поршневу рассказал доктор биологических наук А.А. Машковцев, знаток кавказских легенд и, подобно самому Поршневу, энтузиаст реликтовых гоминидов. В 1962 году он узнал от абхазских стариков, что во второй половине XIX века охотники князя Ачбы поймали «лесную женщину» — абнаую. Изловили с трудом, когда она заинтересовалась штанами одного из охотников, разложенными на траве. Лесовичка дралась как бешеная, её пришлось крепко связать. После поимки её несколько раз перепродавали и передаривали, пока она не оказалась в усадьбе дворянина Эдги Генаба в селении Тхина (78 км от Сухуми).

Женщину назвали Заной. Она не умела говорить — издавала только нечленораздельные звуки, а иногда вроде бы смеялась. Но, по-видимому, знала своё имя и выполняла простые работы, требующие физической силы. Рассказывают, что Зана любила купаться в реке и пила алкогольные напитки. Ходила голой, одеваться отказывалась. Её держали в загоне из брёвен, потом, когда она привыкла к месту и людям, её перевели под навес в стороне от дома. Под навесом она вырыла яму, в которой спала. Сначала Зану привязывали, потом перестали — знали, что не уйдёт оттуда, где её кормят.

По рассказам стариков, её кожа была чёрной или тёмно-серой, а всё тело покрыто чёрно-рыжеватыми волосами. Волосы на голове были курчавые, поднимались шапкой. Огромного роста, сильная, мускулистая, Зана могла нести 50-килограммовый мешок с мукой, на бегу перегнать лошадь. Лицо «широкое, скуластое, с крупными чертами. Плоский нос со вздёрнутыми большими ноздрями. Выдвинутая вперёд нижняя часть лица наподобие рыла. Широкий разрез рта, крупные зубы. Как-то неестественно выступающий затылок. На низком лбу волосы начинались от самых бровей… Глаза имели красноватый оттенок. …Выражение этого лица было не человеческим, а животным» (Поршнев, цит. по книге Виталия Танасийчука «Невероятная зоология. Зоологические мифы и мистификации», КМК, 2011).