10 июня 2023

Белые предки, белые призраки, белые боги и белые женщины.

Александра Баркова сообщает любопытный факт: австралийские аборигены верили, что британцы – их предки, потому что у австралийцев обитатели мира мёртвых представляются белотелыми.

Интересно, что в древнеегипетском традиционном изобразительном искусстве женщины представляются белотелыми.

Египетский музей в Каире, фото Екатерины Литвиной

В крито-минойском и этрусском искусстве женщины тоже "бледнолицые", в отличие от "краснокожих" мужчин. 

И, в то же время, мы знаем, что призраки и привидения также белого цвета. 

Когда в традиционных обществах люди хотят продемонстрировать свою причастность к тайнам загробного мира, они наносят на свои тела слой белой глины.


Удивительно, насколько универсален этот мотив в традиционных обществах.

Миф XXI века.

А. Л. Баркова говорит, что "мифологическое мышление – это то, что было, есть и, вероятно, будет. Это то, на чём построена не только древняя культура, но и культура современная".

Какой же наиболее сильный миф современности? Это, безусловно, миф Государства. Ныне Государство подобно солнцу, ослепительное сияние которого затмевает все иные источники света. Христианскую Церковь почти не видно и не слышно, а если она что-то и говорит, то лишь в унисон Государству.


  


Возможные параллели.

Клаус Шмидт говорит, что на столбах Гёбекли Тепе "особенно часты изображения Н-образного знака и на 90° повёрнутого его варианта".

Интересно, а не является ли этот Н-образный символ древнейшим прообразом крито-минойского лабриса?

Золотой лабрис. Позднеминойский период, ок. 1550-1500 годов до н. э. На левом клинке надпись из четырёх знаков линейным письмом А (возможно, обращение к богине).

Также на Крите и в Древнем Египте имеется аналог круга с лежащим на спине полумесяцем.

Чатал Хёюк: ни к селу, ни к городу.

Сущность города, по Льюису Мамфорду, принципиально отличается от сущности села. Село настроено к посторонним недоверчиво и враждебно, город, напротив, приветливо, как будто их ожидает. Таким образом, город возникает не из постепенно увеличивающихся сёл, но из пунктов совершенно другого свойства, а именно из святилищ, бывших местом постоянно повторяющихся собраний, которые наряду с их религиозной функцией служили местами общения и обмена - идеями, товарами и людьми. 

Клаус Шмидт считает ритуальный комплекс в Гёбекли Тепе "ядром", из которого со временем мог бы появиться город типа крито-минойского Кносса. "Мы видим, - говорит он, - что ритуальные центры существовали задолго до осёдлости и могли быть намного старше древнейших сёл".

"Крупные культовые сообщества греки называли амфиктионией. Исходный смысл этого слова до конца не выяснен, однако в своём ядре оно несёт значение "поселение в окружении". Первоначально данное понятие использовалось только для культового сообщества в Дельфах, центром которого был храм Аполлона, но уже в древности это название распространилось и на другие союзы. Историки наших дней предполагают наличие подобных структур у шумеров, филистимлян и иудеев. Главным связующим элементом амфиктионии является центральное святилище. Амфиктиония - это, прежде всего, культовая организация, которая должна осуществлять уход за святыней и её охрану" (К. Шмидт).

Я где-то читал, что неолитическое поселение в районе Чатал-Хююка находилось в окружении других, более мелких, поселений. Однако К. Шмидт говорит совсем иначе:

"Проводимые с 1995 г. до настоящего времени под руководством Яна Ходдера новые исследования доказали, что в обширной долине Конья других поселений того же периода не существовало, ни больших, ни малых, ни "сёл", ни "городов". Если видеть в Чатал Хёюке только село, то оно в своей уединённости было бы совершенно особенным случаем, потому что понятийное определение села предполагает существование нескольких таких же поселений в округе. Если Чатал Хёюк рассматривать как город или хотя бы как поселение городского типа, то обращает на себя внимание отсутствие сопутствующих сёл, а также в отдалении других подобных городов".

Ну, недаром же я считал Чатал-Хююк некрополем, "городом мёртвых"...

Однако вернёмся назад к Гёбекли Тепе как "святилищу культа мёртвых", по истолкованию К. Шмидта. Человеческих захоронений там пока ещё не нашли, но кости и черепа могут обнаружить при последующих раскопках, так как на сегодняшний день исследовано всего лишь 5-7% территории комплекса. По предварительным оценкам, до завершения раскопок археологам предстоит потрудиться ещё не менее 50-ти лет. 

Можно предположить, что там, в самом святилище или рядом с ним, появились ранненеолитические монашествующие. Это были первые "осёдлые" люди. Район Гёбекли Тепе известен тем, что там испокон веков росла дикая пшеница (полба). Об этом уже известно, что одомашненная пшеница происходит от дикого подвида, растущего на горе Карачадаг (Karacadağ) в 30 км от Гёбекли-Тепе.Так вот, те монашествующие могли собирать зёрна полбы и питаться зёрнышками, прямо как евангельские птички небесные, которые не сеют и не жнут. Кстати, и сам К. Шмидт задаётся вопросом: "не стало ли изобретение земледелия эпифеноменом тех долговременных многочисленных собраний охотников и сопровождающего их труда?"