07 января 2022

Рим создал армию, которая "угробила" Рим.

Ричард Лахман в своей монографии "Государства и власть" (Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020) всего на десяти страницах (29-41) изложил то, что Эдуард Гиббон растянул на шесть томов «Истории упадка и разрушения Римской империи».

"Ключевым институтом римлян была армия, то же самое касалось и всех остальных древних империй. Высшие чины Римской республики и императоры более поздних веков по большей части были выходцами из военной среды [1]. Армия была тем институтом, который гарантировал, что завоёванные территории так и останутся завоёванными, что дань будет течь в Рим, а состоятельные граждане империи смогут эксплуатировать провинции и вести с ними торговлю.  

I Рейх

Римляне не скупились на насилие. Действительно, владеть территориями получалось у них отчасти потому, что применение крайнего насилия порождало память о терроре, которая способствовала тому, что побеждённое население долгое время после завоевания оставалось в повиновении. Одним из наиболее впечатляющих примеров является распятие 6 тысяч мятежных рабов после поражения Спартака в 71 году дон.э., которое стало залогом того, что Римской империи никогда больше не пришлось столкнуться с большим восстанием рабов. Терроризм действовал как надо.

В Римской империи было мало администраторов, и даже с учётом универсальной латинской грамотности элит по всей империи и наиболее передовой в древнем мире системы дорог


сообщение между провинциальными администраторами и столицей было медленным и неравномерным. Поэтому основным органом администрирования была армия. Каждый легион отвечал за то, чтобы на подчинённой ему территории не возникало мятежей, а также чтобы она выплачивала дань Риму.

Римские легионы ок. 14 г. н. э.

Римские легионы ок. 400 года н. э.

Почему древние греки прикрывались головой горгоны Медузы?

Фрагмент рельефа с изображением Ахилла, стоящего над поверженной амазонкой. Греция, архаический период, ок. 600 г. до н. э. Материал: терракота. Сейчас выставлен в Музее Метрополитен.

Однако совершенно непонятно, почему на щите Ахилла мы видим изображение горгоны Медузы - существа, в общем-то, враждебного древним грекам. Ведь горгоны являются остатками доолимпийского пантеона, которые (под воздействием «олимпийцев») в сознании древних греков постепенно превратились в чудовищ. Персей убил Медузу, и из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней всё живое. 

«Персей» с головой горгоны.
.

И с тех пор этой мёртвой головой прикрываются как греческие боги и богини,

Афина Паллада в эгиде с головой Медузы.

так и греческие герои.

Мозаика I в. до н. э., изображающая Александра Македонского с головой Горгоны на нагрудной пластине доспехов.

Ситуация чем-то напоминает лагерную практику советских "зэков", когда они делали на груди и спине наколки Сталина и Ленина. Байки о портретах Ленина и Сталина в советских тюрьмах рассказывали новоприбывшим. Некоторые и правда верили, что охранники не станут стрелять по вождям.

О принципе коллективной ответственности в архаических обществах.

"Аборигены воспринимают друг друга и самих себя в неразрывном единстве с другими членами коллектива. <...> Наряду с постоянной взаимопомощью одним из наиболее ярких проявлений этой слитности, "спаянности" людей в австралийских коллективах, в особенности близких родственников, является характерный для аборигенов принцип коллективной ответственности: вина аборигена ложится на его близких сородичей, а их вина переносится на него. Так, при осуществлении мести, убивая отца, могут убить и детей, вместе с мужем могут убить жену; если виновного не находят, могут удовлетвориться местью его брату или племяннику, и т. п." (Цит. по: Артёмова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. - М., "Наука", 1987, с.36-37). 

Да, об этом не стоит забывать, когда мы находим следы неолитических "разборок" в Старой Европе. 

Массовые захоронения, относящиеся к эпохе линейно-ленточной керамики.

Захоронение в Тальхейме (примерно 5000 год до н. э.) представляет собой яму, в которую не положены, а свалены тела 34 мужчин, женщин и детей с проломленными головами. 

Реконструкция одного из орудий убийства в Тальхейме.

И реконструкция самого убийства во всех деталях.

Венера в законе.

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 158-162) приводит высказывания античных авторов, свидетельствующих о связи Афродиты и схожих материнских божеств с правом и правосудием.

"Об Афродите Сирийской в происходящей из Англии надписи, опубликованной в Henzen-Orelli, Inscriptionum Latinarum selectarum amplissima collectio, vol. III, nr. 5863, сказано: Дева на небе во Льве, подательница колосьев, родоначальница справедливости, основательница городов. - Церера, Богиня Сирийская, взвешивающая на весах жизнь и справедливость. К этому высказыванию можно присовокупить и сообщение Кассия Диона (Римская история, XLIII, 21), согласно которому Цезарь создал свой форум, предназначенный для отправления правосудия, возле храма Афродиты, матери рода Юлиев. В связи с этим важным представляется известие Плутарха в собранных им изречениях римских полководцев (в Hütten VIII, 141), что Сципион Африканский в покорённой им Бафии (Бадахос?) вершил суд в храме Афродиты. Характер Юстиции носит афродитическая Сирийская богиня также в изображении Гигина (Мифы, 197): с Луны в Евфрат падает яйцо; рыбы выкатывают его на берег, голубки высиживают его. Отсюда вырисовывается образ теллурической Праматери, о которой сказано: "И справедливостью, и честностью превосходит прочих". О Венере Овидий (Фасты, IV, 86) говорит так: "И дарует закон небу, земле и породившим [её] волнам". В «Ночном празднестве Венеры» сказано (7): "На высоком троне завтра будет суд она [т. е. Диона] вершить" и (там же, 50): "Будет суд вершить богиня, сядут Грации вблизи" (аллюзия на consilium [1], заседающий совместно с отправляющими правосудие магистратами). Аммиан Марцеллин (Деяния, XLI, 11) именует Немезиду — столь близко родственную Афродите Рамнунтскую Матерь — causarum et arbitra regum [2].

Особого внимания заслуживает миф об основании сирийского города Бейрута, школа юриспруденции которого была знаменита ещё в императорскую эпоху и который Григорий Назианзин, сам изучавший здесь право, называет "славный город Финикии, жилище авсонийских законов" (Сократ Схоластик, Церковная история, IV, 27). Миф этот сообщает столь сведущий в азиатских религиях Нонн (Деяния Диониса, XLI, 85 и след.). Афродита-Берое предстаёт здесь матерью теллурических бездн, царицей напоённого влагой ночного неба, но при этом она является также и источником и носительницей права, учредительницей мира на земле, владычицей великой гармонии, которой исполнены небо, земля и все элементы материального творения — свойство, присущее также и праву. Без сомнения, само право было жреческим занятием, его изучение было связано со святилищами Афродиты, как медицина — с храмами Трикка и Эпидавра. Отсюда и выражение justitiae sacerdos [3], которое использует уроженец Тира Ульпиан в Дигестах (D.I.1.1.1)".