16 июля 2025

О погребениях культуры ЛЛК.

Существует предположение, что женщины и дети культуры ЛЛК (LBK) имели более низкий статус по сравнению с мужчинами. Их предполагаемый более низкий статус основан на двух характеристиках погребальных свидетельств: во-первых, на том, что женщины и дети получают меньше погребального инвентаря, чем мужчины, и, во-вторых, на том, что их чаще хоронят на поселениях. 

Что касается погребального инвентаря, тут есть одна "заковыка". О погребальном инвентаре археологи судят на основании раскопанных артефактов. Понятное дело, что полированные каменные орудия, которые встречаются в 34% всех мужских погребениях и 5% женских, не гниют и не разлагаются. Эти орудия выделяются как «мужской» погребальный инвентарь, а легко идентифицируемого «женского» аналога погребального инвентаря не существует. Отсюда и "перекос" в сторону более высокого статуса мужских погребений.

Но мы же знаем, что прядение и ткачество испокон веков являлись женскими занятиями. Однако продукты ткачества, созданные из льняных и шерстяных нитей, быстро разлагаются в земле. То же происходит и со шкурами животных. 

Погребение 67/2 из Кляйнхадерсдорфа (Австрия; молодой мужчина). Обратите внимание на отполированное каменное тесло, расположенное за позвоночником этого человека.

«Стандартный» погребальный обряд LBK, в положении лёжа, ориентация восток-запад и с набором погребального инвентаря. Погребение 60 из Айтерхофен-Эдмюле (Бавария, Германия; взрослая женщина, 40–50 лет).

«Ex oriente lux».

Из всех греков-дорийцев, спартиаты сохранили древний арийский дух наиболее полным образом. Они презирали земледелие и ремёсла, а единственным делом, которым они занимались вовсю, было оружейное дело. Война доминировала во всех аспектах жизни спартанского государства. Спартиаты создали фалангу, своего рода боевую машину, состоящую из восьми рядов тяжеловооружённой пехоты (гоплитов). С её помощью они начали систематическую завоевательную кампанию против своих соседей на Пелопоннесе и в конечном итоге стали доминировать на всём полуострове, включая Арголиду и Мессению. Они продолжали войну, пока не завоевали всю материковую Грецию вплоть до Фессалийской равнины на севере. 

Серия спартанских войн спровоцировала новый исход. Многие микенцы, оставшиеся на восточном побережье Греции, предпочли не встречаться со спартанцами и бежали через Эгейское море к побережью Малой Азии и крупным островам перед ним. Греки, поселившиеся там, говорили на ионийском диалекте. В микенскую эпоху они уже переняли некоторые элементы минойской культуры. Это слияние дало грекам Малой Азии, «ионийцам», особый культурный отпечаток.

В ионийских торговых городах на побережье Малой Азии положение женщин было лучше, чем у афинских женщин в Аттике, поскольку элементы минойско-микенской традиции всё ещё оказывали влияние. Кроме того, взаимообмен с другими развитыми цивилизациями Западной Азии способствовал расцвету уникального интеллектуализма. Большинство великих философов и учёных того времени были выходцами из Ионии [1]. Богатые женщины высшего класса могли участвовать в образовании, посещая философские школы и даже сами становясь учёными. Все знаменитые гречанки древности были родом из ионийских городов на побережье Малой Азии и крупных островов у побережья; Это были женщины-писательницы и поэтессы, такие как Сафо, интеллектуалки, такие как Аспасия, и философы, такие как Феано, и, будучи жрицами, они по-прежнему руководили религиозными праздниками.

-----------------------------------------------------------------------------

[1] В очень интересной книге (Die Quellen der Philosophie sind weiblich, Aachen 2001, 2003) Ингрид Штраубе доказала, что ионийские философы (например, Фалес, Гесиод, Анаксимен) и более поздние классические философы (Сократ, Платон) опирались на матриархальную космогонию и философию.