31 декабря 2023

Потлач как обоснование лидерства.

Ю. П. Аверкиева сообщает, что такое индейский потлач.

"Обычай состоял в том, что вождь собирал праздненство и во время его раздавал своим родичам или членам племени накопленное им богатство. Своё положение вождь завоёвывал через потлачи: чем богаче он раздавал, тем больше становился его ранг, тем больше было его влияние".

Понятно, что этот обычай коренится в самых древних охотничьих практиках. Мне доводилось читать в этнографической литературе, что, например, на о. Новая Гвинея охотник прикладывает неимоверные усилия для того, чтобы стать "бигменом". Потому что настоящий "бигмен" («насяльника») должен быть богатым и щедрым.

Ю. П. Аверкиева говорит, что "полученный на таком потлаче подарок должен был позже, на потлаче же, быть возвращён. Случалось так, что кто-либо из вождей раздавал до 1000 одеял, но ожидал впоследствии получить вдвое больше".

Тут у автора концы с концами не сходятся. Она же сама связывает потлачи с вождями, - именно вожди раздают накопленное богатство. Простой индеец не может устроить потлач. Да, он может взять одно одеяло у вождя, он может взять у кого-нибудь взаймы другое одеяло, но потлач из двух одеял смешон. Да и не потлач это вовсе, а возвращение кредитору кредита с процентами. Кстати, Ю. П. Аверкиева приводит мнение F. Boas, который видит основной принцип потлача во вложении капитала в рост. Хм, если это так, то возникает вопрос: почему тогда потлачи были запрещены канадским правительством и королём Георгом? Канадские власти же никогда не запрещали деятельность банкиров, дающих деньги под проценты. Википедия сообщает, что "причиной запрета стала крайняя разорительность данного праздника <...> Племена северо-запада были самыми зажиточными в Северной Америке, и в ходе подобных демонстраций изобилия пускалось на ветер имущество и ценности на сотни тысяч долларов" (Источник).

На мой взгляд, наиболее глубинной причиной существования потлачей у индейцев северо-запада было желание удачливых охотников продемонстрировать сородичам, что удача, "фортуна", "пруха", "везуха" - на их стороне. Кстати, у древних римлян Фортуна была богиней. Она изображалась держащей в руке рог изобилия. Что, в общем, напоминает образ палеолитической "венеры" Лоссельской. 

Венера Лоссельская. 23-е тысячелетие до н. э.

Лесная женщина.

Л. В. Кашлатова в статье "Женский пантеон божеств и духов среднеобских хантов (по данным фольклорных источников" рассказывает о лесном духе Мис-Нэ.

фольклоре она показана как красивая, привлекательная, добрая лесная женщина. Если охотник, встретивший её в лесу, соглашается жить с ней, то она приносит мужчине охотничье счастье, если отказывается, то Мис-Нэ отбирает охотничью удачу. В фольклоре обских угров есть множество сюжетов о Мис-Нэ, где она либо одаривает охотников, либо наказывает, может даже навлечь смерть. Автором записан старинный рассказ йис потыр об истории одного охотника: «Мужчину застала ночь в пути, он остановился в охотничьей избушке и решил переночевать в ней. Вдруг среди ночи дверь распахнулась и в доме оказалась женщина, лица своего она не показывала. Мужчина рассердился и прогнал её. По возвращению из леса, он никому не сказал об этой встрече. Осенью этого мужчину постигло несчастье он утонул. Во время похорон при проведении обряда гадания родственники узнали, что его наказала и забрала лесная женщина Мис-Нэ». В случае отказа жениться на Мис-Нэ мужчина через короткое время должен был умереть, та же участь ожидала весь род. Образ Мис-Нэ считается древним, её относят к первым жителям земли. Часто в сказках встречается эпизод, где говорится, что она сама выбирает себе мужа. Мис-Нэ имеет на одной ноге звериное копыто, обладает способностями быть невидимой или помешивать кипящий суп рукой вместо черпака".

Не знаю как другие читатели, а я сразу увидел в этом описании образ Бабы-Яги и образ Артемиды. Значит, наша русская Баба-Яга — это alter ego Артемиды! Обе они изначально являются "хозяйками зверей". Отличие лишь в том, что в аутентичной языческой мифологии "хозяйка зверей" предстаёт как "красивая, привлекательная, добрая" женщина, а в русских сказках она выглядит как страшная бабчила (очевидно, такая пертурбация образа произошла под влиянием церковно-православного нарратива). 

Баба-Яга
 
Диана

Немного про индейцев северо-запада Америки.

Ю. П. Аверкиева в монографии "Рабство у индейцев Северной Америки" (Ленинград, 1941) говорит, что на северо-западном побережье рабство бытовало, вероятно, с IX-X вв. до конца XIX столетия.

Интересно, а что было раньше? В VIII веке не было рабства?

Автор пишет о наличии богатых и бедных среди индейцев побережья конца XIX века. Богатыми становились те индейцы, которые имели много сыновей-помощников. Вождём рода обычно являлся глава наиболее влиятельной семьи; он же был обычно и вождём посёлка. "Глава хозяйства, которое превосходит богатством, численностью и влиянием все другие в селении, номинально является вождём селения". Слово "вождь" является синонимом "богатый" в языках индейцев побережья. 

Частной собственности на угодия ещё не существовало; рыбалки, охотничьи, ягодные и другие территории считались собственностью рода. Вторжение на территорию рода чужеродца влекло за собою наказание его, вплоть до смерти.

С разложением родо-племенных отношений участились попытки богатых и влиятельных семей захватить лучшие участки в частное пользование. У северных племён наследовал обычно племянник, к которому переходили права его дяди на пользование охотничьими территориями и рыбалками, его дом, лодки, рабы, его имена и пляски. В случае отсутствия племянника всё это переходило его матери или тётке. 

Но были часты отклонения от этого правила. В легендах цимшиян встречаем описание случаев передачи права на территорию сыну.

Характерный случай приводится в легенде хайда об индейце, который пользовался одним ручьём и передал его своему сыну, и за это его сестра стала бросать в ручей грязь. Действия сестры объясняются тем, что согласно правилам наследования её племени её брат должен был передать свой ручей не сыну своему, а сыну сестры, своему племяннику. Этот случай в легенде характеризует процесс разрушения материнских прав в связи с укреплением частной собственности.

Хотя родовые угодья не были ещё собственностью вождей, но пользование ими обязывало членов родов отдавать часть своего промысла вождю, как распорядителю этих угодий. 

Я думаю, что эти подношения возникли сами собой, из естественного желания членов слабых родов заручиться поддержкой местного "кулака" и его сыновей. "Если на меня станут катить бочку члены других родов, я попрошу помощи у вождя", - думал про себя "маленький человек" из племени тлинкит, наваливая на плечи горную козу и направляясь к дому вождя.

Многие "прогрессивные" учёные этнографы называли "дикарями" членов родо-племенных обществ. В таком случае, их обычаи следовало бы называть "дикарскими". Но вот что удивительно: существовал в советском обществе XX века и существует в постсоветском обществе XXI века такой же "дикарский" обычай "давать на лапу". Он сам собою зарождается в среде "глубинного народа": какая-нибудь тщедушная старушенция суёт "дохтуру" "тыщёнку", чтоб он её хорошо лечил. Похожим образом в стародавние времена женщины во время сбора ягод в лесу оставляли лешему угощение в виде пищи и обязательно отдавали ему первую горсточку ягод, подкупая этим благосклонность лесного духа.