03 октября 2021

О роли женского труда в процессе превращения первобытного стада в матриархальную общину.

Весьма дельные мысли мне встретились у drevniy_daos в Женщина и земледелие. (с цитатой из книги Тернбула):

Зарождение земледелия способствовало возвышению женщины, то есть не увеличению власти женщины, а росту уважения к женщине. Нам это может показаться странным. Ведь работает тот, кого не уважают; и наоборот, кого уважают - тот не работает. Но это наследие рабовладельческого менталитета классической Греции. А первично вызывал уважение именно тот, кто трудится. Труд ещё не стал работой и оценивался иначе. Точнее, уважали не труд, а результат труда. Кто приносил добычу - был в почёте. Земледелие повысило статус женщины. Плодородие связывалось, конечно, с женщиной. Отсюда и почитание богинь плодородия. Женское божество плодородия становится излюбленным духом земледельцев, и бесчисленные фигурки, олицетворяющие богиню-мать, покровительницу полей, заполняют музеи, экспонирующие результаты раскопок поселений древних земледельцев" (В.М.Массон. "Возникновение и развитие земледелия". - М.,1967, с.30,32). 

Видимо, некоторое поверхностное сходство между уходом за урожаем и рождением ребенка находило воплощение в едином образе рожающей женщины. Слово "плод" даже в современном русском языке означает и ребёнка в утробе матери, и фрукт на дереве. Культура земледельцев приветствовала многодетность. Бездетность рассматривалась как проклятье.  Равно как и засуха. И от того и от другого искали избавления с помощью колдовства. Для охотника и собирателя погода не имеет особого значения. В случае отсутствия одной пищи в одном месте, первобытный человек перемещается к другому источнику пищи. Земледелец не просто привязан к земле, он зависит от неё. И от божества, дающего плодородие. В такой культуре немыслимо обидеть женщину. 

Экзогамные практики Старой Европы.

Коллектив авторов - António Faustino Carvalho, Francisca Alves Cardoso, David Gonçalves и Raquel Granja - в статье "The Bom Santo Cave (Lisbon, Portugal): Catchment, Diet, and Patterns of Mobility of a Middle Neolithic Population" рассказывают о пещере Бом Санто в Португалии, этом "моментальномй снимке" неолитического населения, проживавшего ок. 3780 - 3415 гг. до н. э., которое, в данном конкретном случае, по интересному совпадению, было сопричастно строительству первых мегалитических памятников. 

Бом Санто - это большая пещера, с сериями комнат, галерей и проходов, структурированных в трёх основных перекрывающихся, топографически дифференцированных "уровнях" внутри склона горы. Неолитический некрополь на двух верхних "уровнях" занимает площадь около 285 м2.

Сразу приходит на ум сравнение с подземными гипогеями Мальты. Там тоже использовались естественные пещеры для погребения умерших. А где не было естественных пещер, там создавались искусственные.

Мир до матриархата, по Гоббсу.

 

Сюэ Джийе, один из самых важных и знаменитых современных китайских художников, творческий художник-сюрреалист.

«Что такое естественное право (right of nature)? Естественное право,- пишет Гоббс,- есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной жизни, и, следовательно, свобода делать всё то, что является наиболее подходящим для этого». «В естественном (животном) состоянии каждый человек имеет право на всё. Так как (животное) состояние человека есть состояние войны всех против всех, когда каждый управляется своим собственным разумом и нет ничего, чего он не мог бы использовать в качестве средства для спасения от врагов, то отсюда следует, что в таком состоянии каждый человек имеет право на всё, даже на жизнь всякого другого человека».

Удивительные параллели между натуфийцами и обитателями Лепенского Вира.

Исследователи под руководством Тобиаса Рихтера из Университета Копенгагена раскопали стоянку натуфийской культуры в Иордании, известную как Шубайка 1 (Shubayqa 1), которая была обитаема между 12 600 и 10 000 годами до нашей эры. По словам Рихтера, люди, жившие в Шубайке-1, одомашнили собак ещё в 12 000 году до нашей эры. Они создавали произведения искусства в виде резных фигурок из кости и камня. Они также хоронили своих мёртвых. "Некоторые утверждают, что это свидетельствует о присутствии специалистов по ритуалам - шаманов или каких-то групповых лидеров", - сказал Рихтер.

Кстати, о шаманах. Раскопки натуфийской стоянки в пещере Хилазон Тахтит (Израиль) [1], возраст которой составляет 12000 лет до н. э., выявили захоронение, которая было построено и устроено специально для миниатюрной пожилой женщины-инвалида. Ритуалы погребения и метод, использованный для сооружения и запечатывания могилы, предполагают, что это захоронение шаманки, одно из самых ранних, известных из археологических источников. Тело похоронили в необычном положении; его положили на бок так, чтобы позвоночник, таз и правое бедро упирались в изогнутую южную стену овальной могилы. Ноги были разведены и согнуты внутрь в коленях.