11 апреля 2025

Китайская "фамилия" говорит о матриархате.

Автор паблика "Всячина о китайском" рассказывает о категории иероглифов с "женщиной", уходящей в глубокую древность.

姓 xìng фамилия; носить фамилию

Также переводится: 2) род; [происходить] из рода 3) состав семьи; дети, потомки 4) жизнь 5) называть; дать имя 6) Син (фамилия).

Обратите внимание, что "фамилия" состоит из двух элементов: женщина 女 + 生 shēng родиться, рожать. Последний компонент и смысловой и фонетический одновременно.

Впервые 姓 встречается в надписях на гадательных панцирях и костях Шан (1600-1045 гг до н.э.). С тех пор элементы в иероглифе не менялись. Как пишут сами китайские исследователи, этот иероглиф запечатлел тот этап в истории, когда кровное родство велось по материнской линии, матрилинейные и матрилокальные семьи всё ещё имели место, женщина почиталась как прародительница. Сначала знак использовался в качестве глагола "носить фамилию, "принадлежать роду".

Китайские фамилии, содержащие в себе элемент 女 ("женщина") относятся к древнейшим и, как правило, восходят к древним кланам Западной Чжоу (1045-771 гг до н.э.).

"Микенский" период на Крите.

"В настоящее время ортодоксальная точка зрения среди учёных состоит в том, что что период позднего Храма, 1470-1380 гг., был периодом, когда греки-микенцы заняли Кносс. 

Можно привести несколько аргументов в пользу микенского вторжения на Крит и микенского господства в Кноссе. Административные записи в то время велись на микенском греческом языке, а это означало, что правящая элита Кносса имела микенское происхождение. Похоже, что Лабиринт не получил серьёзных повреждений — ничего сложного в ремонте — так что захватчики планировали использовать город и Кносский храм в качестве своей штаб-квартиры для управления и контроля над Критом.

"Могилы воинов" позднеминойского II периода в Кноссе представляют собой совершенно новый тип захоронений с кинжалами, копьями, мечами и шлемами в качестве погребального инвентаря: гробницы состоят из целых арсеналов превосходного оружия. Они находятся недалеко от Кносса и считаются убедительным доказательством прибытия военного контингента с материка и превращения Кносса в микенский гарнизонный город.

Произошла смена стиля в отделке стен. На фресках этого периода в Кноссе изображены щиты в форме восьмёрки (в восточном крыле), подобные тем, что можно увидеть в Тиринфе, и грифоны (в Тронном святилище), подобные тем, которые можно увидеть по бокам более позднего микенского трона в Пилосе. Похоже, что эти художественные изменения можно интерпретировать как культурный имплантат, связанный с новой микенской элитой. Некоторые считают "Тронное святилище" в целом полностью микенским произведением из-за его совершенно чуждого, неминойского стиля" (Цит. по: Р. Каслден. Кносский лабиринт. Новый взгляд на "Дворец Миноса" в Кноссе).