12 сентября 2022

Солнечные боги царей-жрецов.

Обычно боги или богини Солнца рассматриваются как второстепенные персонажи в пантеонах архаических культур. 

По предположению этнографа Артура М. Хокарта, культ Солнца выходит на передний план в тех культурах, где увеличивается роль «священного царя». 

Классический пример Эхнато́н («Полезный для Атона») древнеегипетский фараон-реформатор из XVIII династии, известный до 5-го года своего правления как Аменхоте́п IV («Амон доволен»). В начале правления он прибавил к своему имени формулу «исключительный для солнца» и решил сделать ранее малоизвестного бога Атона, олицетворяющего солнечный диск, верховным божеством Египта. 

Фараон Эхнатон со своей семьёй совершают подношения Атону. Атон представлен солнечным диском с лучами, заканчивающимися ладонями.

Спасительница Богородица.

Блогер anchoret, по всей видимости, православный поп, так как в комментах его называют "батюшкой", в записи Кое-что о сотериологии говорит, что его смущает фраза "Пресвятая Богородице, спаси нас!" Спасает, дескать, всё-таки, Господь...

"Я нисколько не склонен принижать значение Божией Матери в деле нашего Спасения, "яко Спаса родила еси душ наших". Церковь воспевает Богородице "спаси нас", а я с Церковью. Просто разобраться хочу, относительно происхождения и смысла прошения о спасении, адресованного к Приснодеве", - пишет anchoret.

Я прочитал весь тред комментов к его записи. vera_z говорит, что "это с Халкидоном связано. Тогда распорядились о заключительных прошениях именем Б(ожией) М(атери) и вообще подчёркнуто возвысили Её положение". На самом деле, тут речь идёт не о четвёртом, Халкидонском, а о третьем, Эфесском, соборе. Цитирую Википедию:

"Поводом для созыва Эфесского Собора был конфликт между архиепископом Константинопольским Несторием и патриархом Александрийским Кириллом. Несторий считал, что Пресвятая Дева Мария родила человека, соединённого с Словом Божьим. Он также предложил именовать Его Пречистую Матерь не Богородицей, а Матерью Христа (Христородицей). Патриарх Кирилл Александрийский стоял на позициях имени Богородица и за соединение двух ипостасей. Переписка не привела к положительным результатам, и тогда Кирилл Александрийский написал против Нестория свои 12 анафематизмов. В 431 году в связи с учением, которое распространял Несторий, по инициативе Кирилла Александрийского было принято решение о созыве церковного собора".

Фреска, посвящённая полемике Кирилла Александрийского и Нестория

О мальчиках-виночерпиях.

В записи "Луканы: истинные язычники" мимоходом говорилось о мальчиках-виночерпиях на древнегреческих пиршествах-симпосиях.

У блогера anchoret запись "Кое-что о виночерпиях" — как раз в тему.

"Нередко спрашивают, что за мальчик сидит на коне позади св.Георгия. У этой довольно поздней истории несколько вариантов, но они сходятся в одном: некий юноша был похищен мусульманами, за свою миловидность был взят в услужение какому-то эмиру, но чудесным образом св.Георгий изъял его из обращения и вернул домой в тот самый момент, когда тот подавал что-то в кувшине своему хозяину. С кувшином неудобно получилось: в одной из версий в нём была не вода, а вино, хотя какое может быть вино у мусульман? Поэтому вода. А откуда тогда идея с вином?