12 сентября 2022

Солнечные боги царей-жрецов.

Обычно боги или богини Солнца рассматриваются как второстепенные персонажи в пантеонах архаических культур. 

По предположению этнографа Артура М. Хокарта, культ Солнца выходит на передний план в тех культурах, где увеличивается роль «священного царя». 

Классический пример Эхнато́н («Полезный для Атона») древнеегипетский фараон-реформатор из XVIII династии, известный до 5-го года своего правления как Аменхоте́п IV («Амон доволен»). В начале правления он прибавил к своему имени формулу «исключительный для солнца» и решил сделать ранее малоизвестного бога Атона, олицетворяющего солнечный диск, верховным божеством Египта. 

Фараон Эхнатон со своей семьёй совершают подношения Атону. Атон представлен солнечным диском с лучами, заканчивающимися ладонями.

О том, что Эхнатон позиционировал себя именно "священным царём", сообщает Википедия:

"Атон был объявлен царствующим фараоном. Обозначение солнца с этого момента писали в картушах, как имя фараона. После обозначения солнца добавляли «жив, цел, здоров», как это делалось при упоминании фараона. Летосчисление велось от начала царствования Эхнатона, но после обозначения года сначала назывался Атон, а затем фараон. Таким образом, Эхнатон стирал границу между солнцем и собой. С приблизительно 9 года правления Эхнатона имя Атона заключалось в два картуша".

Причём, Эхнатон был таким царём, который очень похож на воинствующих атеистов советской России. 

Рабочие Харьковского завода разбивают церковную утварь, Украинская ССР, 1922 год.

При Эхнатоне все центральные божества Нового царства — Амон, Птах, Тот, Осирис, Хор, Анубис — были полностью исключены. Атон был провозглашён единственным божественным началом, культы всех прочих богов были запрещены, храмы закрыты, а жрецы, возможно, репрессированы. Стремясь пресечь почитание богов, Эхнатон приказал повсеместно уничтожать их имена и в некоторых случаях изображения. 

Здесь хорошо угадывается авторитарная "вертикаль власти", не терпящая никакой оппозиции рядом с собою. Царь самопровозглашает себя Единым Богом и преследует всякое иное "царебожничество". Как на небе сияет одно Солнце, так и на всей земле должен править людьми один царь. Из этой концепции сама собой вытекает идея перманентной войны с "богопротивниками".  

Возникает вопрос: как вообще соотносятся боги солнца и боги грома и молнии? 

По-видимому, устремлённость царей к солнечному свету возникает тогда, когда возникает необходимость в демонизации своих противников. Мы себя объявляем "силами света", а своих противников - "силами тьмы". Мы сражаемся с "царствами тьмы" и "просвещаем" их "тёмных" жителей урарами "перуна" по башке.  

Стела Баала с перуном в руке, найденная в руинах Угарита. "Держите меня семеро, а не то - зашибу!"

Как раз в тему - гимн Громовержцу от Богдана Паукова на праиндоевропейском языке. Размер - аналог ригведийского гаятри:

So komkréwHt yos h₃ongʷʰís h₂apm̥s,
So meyHrósyo yos wólgah₂m̥s.
H₂awbʰeyh₂dʰí yom, Perkʷuné!

So yos gʰr̥dʰyét h₃róyHkah₂m̥s,
Yos - h₂susyét lengʷʰóms h₂aw n̥s.
Wroh₁ǵeyedʰí yom, Gʰromoné!

Tonoh₁ h₁ey krah₂ró kórwah₂es,
Tonoh₁ h₁ey - n̥smé nébʰrah₂es.
HorgʰeHrewdʰí yom, way Bʰah₂gé!

Méǵh₂loh₁ gʰah₂sm̥nóy we h₁swé -
Nébʰesbʰi sneHtr̥ wólket swé.
Yom dʰégʷʰe dʰéǵʰomyom ǵʰyés dʰéh₁!

Peḱuh₂ perḱnah₂ péḱtah₂ gʰét nos!
PélHǵʰet Horeyénts ḱlewós twom.
Prektr̥, prustom tewk, Perkʷune!

(Этот змей сокрыл воды,
Этот - мировую влагу.
Убей его, о Перкунос!

Этот - (за)городил реки,
Этот - (ис)сушил луга у нас.
Порази его, о Громовержец!

Этим были похищены коровы,
Им - (у) нас дождевые облака.
Разорви его, о Бог!

Огромным ужаснуты мы были -
Облаками змей облекся.
Его сожги, земного, сегодня (со)дей!

Скот пёстрый, красивый добудь нам!
(Раз)оряла ползущих слава твоя.
Устрашающего, холодного раздави, о Перкунос!)

Комментариев нет:

Отправить комментарий