Обычно боги или богини Солнца рассматриваются как второстепенные персонажи в пантеонах архаических культур.
По предположению этнографа Артура М. Хокарта, культ Солнца выходит на передний план в тех культурах, где увеличивается роль «священного царя».
Классический пример — Эхнато́н («Полезный для Атона») древнеегипетский фараон-реформатор из XVIII династии, известный до 5-го года своего правления как Аменхоте́п IV («Амон доволен»). В начале правления он прибавил к своему имени формулу «исключительный для солнца» и решил сделать ранее малоизвестного бога Атона, олицетворяющего солнечный диск, верховным божеством Египта.
Фараон Эхнатон со своей семьёй совершают подношения Атону. Атон представлен солнечным диском с лучами, заканчивающимися ладонями.О том, что Эхнатон позиционировал себя именно "священным царём", сообщает Википедия:
"Атон был объявлен царствующим фараоном. Обозначение солнца с этого момента писали в картушах, как имя фараона. После обозначения солнца добавляли «жив, цел, здоров», как это делалось при упоминании фараона. Летосчисление велось от начала царствования Эхнатона, но после обозначения года сначала назывался Атон, а затем фараон. Таким образом, Эхнатон стирал границу между солнцем и собой. С приблизительно 9 года правления Эхнатона имя Атона заключалось в два картуша".
Причём, Эхнатон был таким царём, который очень похож на воинствующих атеистов советской России.
Рабочие Харьковского завода разбивают церковную утварь, Украинская ССР, 1922 год. |
При Эхнатоне все центральные божества Нового царства — Амон, Птах, Тот, Осирис, Хор, Анубис — были полностью исключены. Атон был провозглашён единственным божественным началом, культы всех прочих богов были запрещены, храмы закрыты, а жрецы, возможно, репрессированы. Стремясь пресечь почитание богов, Эхнатон приказал повсеместно уничтожать их имена и в некоторых случаях изображения.
Здесь хорошо угадывается авторитарная "вертикаль власти", не терпящая никакой оппозиции рядом с собою. Царь самопровозглашает себя Единым Богом и преследует всякое иное "царебожничество". Как на небе сияет одно Солнце, так и на всей земле должен править людьми один царь. Из этой концепции сама собой вытекает идея перманентной войны с "богопротивниками".
Возникает вопрос: как вообще соотносятся боги солнца и боги грома и молнии?
По-видимому, устремлённость царей к солнечному свету возникает тогда, когда возникает необходимость в демонизации своих противников. Мы себя объявляем "силами света", а своих противников - "силами тьмы". Мы сражаемся с "царствами тьмы" и "просвещаем" их "тёмных" жителей урарами "перуна" по башке.
Стела Баала с перуном в руке, найденная в руинах Угарита. "Держите меня семеро, а не то - зашибу!"
Как раз в тему - гимн Громовержцу от Богдана Паукова на праиндоевропейском языке. Размер - аналог ригведийского гаятри:
So komkréwHt yos h₃ongʷʰís h₂apm̥s,
So meyHrósyo yos wólgah₂m̥s.
H₂awbʰeyh₂dʰí yom, Perkʷuné!
So yos gʰr̥dʰyét h₃róyHkah₂m̥s,
Yos - h₂susyét lengʷʰóms h₂aw n̥s.
Wroh₁ǵeyedʰí yom, Gʰromoné!
Tonoh₁ h₁ey krah₂ró kórwah₂es,
Tonoh₁ h₁ey - n̥smé nébʰrah₂es.
HorgʰeHrewdʰí yom, way Bʰah₂gé!
Méǵh₂loh₁ gʰah₂sm̥nóy we h₁swé -
Nébʰesbʰi sneHtr̥ wólket swé.
Yom dʰégʷʰe dʰéǵʰomyom ǵʰyés dʰéh₁!
Peḱuh₂ perḱnah₂ péḱtah₂ gʰét nos!
PélHǵʰet Horeyénts ḱlewós twom.
Prektr̥, prustom tewk, Perkʷune!
(Этот змей сокрыл воды,
Этот - мировую влагу.
Убей его, о Перкунос!
Этот - (за)городил реки,
Этот - (ис)сушил луга у нас.
Порази его, о Громовержец!
Этим были похищены коровы,
Им - (у) нас дождевые облака.
Разорви его, о Бог!
Огромным ужаснуты мы были -
Облаками змей облекся.
Его сожги, земного, сегодня (со)дей!
Скот пёстрый, красивый добудь нам!
(Раз)оряла ползущих слава твоя.
Устрашающего, холодного раздави, о Перкунос!)
Комментариев нет:
Отправить комментарий