29 сентября 2023

Кто хозяин охотничьего трофея?

"Американский антрополог Кристин Хоукс свела воедино сведения о том, что происходит в общине после того, как охота, индивидуальная либо коллективная, завершилась успехом. Результат исследования оказался довольно неожиданным. У аче, например, 83% мяса, которые достаются членам данной семьи, поступают в её распоряжение не от мужа женщины и отца её детей, а от посторонних охотников. Делёж добычи происходит таким образом, что тот, кто добыл крупного зверя, не имеет при этом ни малейшего преимущества перед прочими членами общины. Обычно по окончании разделки туши самый старый из мужчин руководит разрезанием её на куски и приготовлением трапезы. Его действия могут вызывать комментарии, но никаких серьёзных споров не возникает. Сам добытчик никак не может контролировать происходящее. Вот вам первобытный коммунизм.

Считается в высшей степени неприличным претендовать на большую порцию, особенно в условиях, когда трапеза каждого происходит на виду у других. Лишь кто-нибудь из детей может попросить добавку, и просьба бывает удовлетворена. Но за ней могут последовать и замечания от взрослых, что делать так не стоит: «делись с другими, и тогда они позже поделятся с тобой!»

Те же обычаи практикуются в другом конце света, у африканских хадза. Самые мелкие из охотничьих животных, регулярно добываемых хадза, весят около 40 кг. Но тот, что убил зверя, не имеет решающего голоса, поскольку правила таковы, что он с самого начала не является хозяином добычи. Не получает он и самой большой порции во время разделывания туши, которое происходит тут же, где животное было добыто. После этого члены каждой семьи уносят мясо в лагерь и лишь в этот момент оно становятся их собственностью.

Эти порции очень сильно варьируют по величине. Они тем больше, чем крупнее добыча, но не намного, так как в этом случае увеличивается и число претендентов. Это ставит под удар даже то, что уже унесено в лагерь: заслышав об успехе, сюда стекаются люди из других общин, и с ними нельзя не поделиться.

Семья успешного охотника получает большую порцию мяса, чем все остальные, если масса жертвы превышает 180 кг, но если вес её меньше, то она не получает никаких преимуществ. В первом случае охотнику достаётся около 10%, а остальным — по 5%. Во втором доля и его и других семей составляют около 5% живого веса жертвы.

Деревня как "детский сад".

Е. Н. Панов описывает коллективную заботу о детях у пигмеев эфе.

"Этнограф Паула Ивей на протяжении двух месяцев 1988 и 1989 гг. изучала образ жизни пигмеев в 18 деревнях, разбросанных на площади 36 кв. км.  леса Итури. Её особенно интересовало всё, что так или иначе связано с традиционной практикой заботы о детях. Проблема очень серьёзная, если учитывать низкую плодовитость женщин эфе и повышенную детскую смертность в условиях тотальной зависимости этноса от непредсказуемых капризов природы. В ответ на вопрос: «Кто у вас заботится о детях?» аборигены без колебания отвечали: «Мы все».

Исследование показало, что в заботе о потомстве, действительно, участвуют, в той или иной степени, все жители деревни, вне зависимости от пола и возраста. Необходимость такого положения вещей диктуется тем обстоятельством, что мать оставляет ребёнка в деревне на всё то время, которое она посвящает собирательству [1]. Распределение степени участия разных демографических подразделений в этой деятельности показано на рис. 7.6.

Рис. 7.6. Степень участия разных членов общины в уходе за детьми у пигмеев ака.

Нетрудно видеть, что на долю родителей приходится только 12.5% затрат на уход за детьми [2], то есть почти вдвое меньше, чем вклад со стороны прочих взрослых жителей деревни (22.5%). А почти половина всех затрат времени и усилий на опеку подрастающего поколения затрачивают сами дети — как родственные своим подопечным (например, сиблинги), так и не являющиеся их близкими родичами.

Ивей установила, что выживаемость детей в первые три года жизни достоверно зависит от числа лиц, принимавших участие в уходе за ними и только от этого фактора. Выжили те 15 малышей, которых опекали в среднем 10,8 членов общины, а не дожили до трёх лет 5, в заботе о которых принимали участие немногим более шести человек (Mann-Whitney тест, p = 0,05)".