17 мая 2025

О происхождении богов патриархата.

Жан Прилузский в своей лекции "Истоки и развитие культа Богини-Матери" говорит, что с наступлением патриархата с Великой Богиней происходят метаморфозы: сначала она вступает в союз с богом неба; позднее она становится андрогином, и наконец, превращается в бога-мужчину.

И далее Жан Прилузский приводит примеры этих метаморфоз:

"В Иране, до времени Ахеменидов, Великая Богиня считалась паредрой небесного бога, и в этом качестве Геродот называет её Уранией. К этому времени можно также говорить о совместном правлении великого иранского бога и великой доиранской богини. В другой религиозной системе, в зурванизме, Зерван приравнивался к небу — он породил близнецов, одного светлого, другого тёмного, Ормузда и Ахримана. Зерван, тем самым, не является богом-отцом или богиней-матерью в прямом смысле. Он — в то же время и отец, и мать, гермафродит. Эта необычная фигура, возможно, связывает оба представления — о боге-отце, принадлежащем индо-европейским народам, и о богине-матери, которая, безусловно, предшествовала вторжению индо-европейцев в Иран.

Схожее слияние возникает в Индии с ведического периода. В Ригведе Дьяус, воплощение неба, в общем является мужским божеством и богом-отцом, подобным Зевсу и Юпитеру, которым он соответствует. Но до этих пор небо и землю называли богинями-матерями, и слово Дьяус нередко было женского рода. И кроме того, начиная с ведической эпохи, Сурья, имя солнца, могло обозначать как бога, так и богиню. В древнейшей буддистской мифологии богиня носит имя Варуна, что означает, что она была паредрой небесного бога, как и Урания в Иране.

«Дети подземелья».

Испанские учёные проанализировали 124 отпечатка рук из восьми пещер с палеолитическим искусством на Пиренейском полуострове. Они определили, что примерно 15% красочных следов на стенах создали дети до 12 лет, а оставшуюся часть — подростки и взрослые.

Особенно много детских отпечатков найдено в пещере Фуэнте-дель-Салин: до 27% ладошек оценены как детские (3–9 лет), а до 9% — как младенческие. В пещере Ла Гарма 9,5% крошечных ладошек оцениваются как оставленные младенцами. При этом едва ли сами младенцы наносили краску с помощью тростинки, скорее всего, им помогали взрослые.

Группа археологов из Тель-Авивского университета предложила новую гипотезу, объясняющую давнюю загадку: почему древние люди приводили очень маленьких детей глубоко в пещеры, через тёмные и опасные проходы? Их ответ: потому что в доисторических обществах дети считались посредниками между физическим и духовным мирами, а пещеры были священными пространствами с порталами, которые позволяли контактировать со сверхъестественными или иномирными существами.

«Рядом со многими наскальными рисунками есть явные доказательства присутствия детей в возрасте от двух лет», — пояснили исследователи в пресс-релизе . «До сих пор большинство гипотез были сосредоточены на образовательном аспекте — изучении традиций и обычаев общины. Однако мы считаем, что дети также играли уникальную культурную роль в этих пещерах: маленьким детям приписывались особые качества в духовном мире, позволяющие им общаться с сущностями из потустороннего мира, которые, как считалось, были доступны в глубине пещер».