Яркую картину первобытного мира, где жили только женщины, запечатлел миф кетов. Так уж распорядился кетский демиург Есь, что в лесах окрест их проживания росли в изобилии фаллосы, и поэтому некоторых женщин оттуда было просто невозможно вытащить. Наконец одна из них — которая, надо полагать, считала себя самой умной, — чтобы не терять зря времени на хождение туда-сюда, вырвала фаллос из земли и принесла к себе в чум. Однако вот незадача: укоренённый в земле фаллос всегда легко выходил наружу после использования, а тут застрял в умной женщине, и никакие уговоры на него не действовали. Тогда Есь послал на помощь страдалице мужика, у которого, кстати, не имелось никаких мужских половых признаков, и тот фаллос выдернул. По этому поводу женщины налили мужику вина и поднесли закусок. Мужик тем временем — видимо, опасаясь новых происшествий — продолжал держать фаллос мёртвой хваткой, но, чтобы освободить руки и угоститься вволю, ему пришлось зажать строптивое растение между ног. Когда же он наелся, напился и собрался уходить, то обнаружил, что фаллос прирос и оторвать его можно только с мясом. «Бабы... обрадовались, — записал этнограф рассказ кетского старожила, — и оставили мужика у себя. А фаллосы в лесу захирели, стали грибами, русские их кушают...» (Цит. по: Владислав Петров. Древняя история секса в мифах и легендах. Издательство «Ломоносовъ», Москва • 2014. С. 93).
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
04 декабря 2025
"Звёздочка" матриархата.
Из реконструкции духовного мира английской протестантки Грейс Майлдмэй (Grace Mildmay, 1552 - 1620) видно, что она она предавалась духовным размышлениям ("медитациям") примерно по четыре часа ежедневно (см.: С. Е. Фёдоров. Духовный мир знатной женщины к исходу средних веков: леди Грейс Майлдмэй и её медитации). При этом она вела своего рода дневник наблюдений "внутреннего человека", в котором оставила свои рассуждения о христианском "пути спасения". Леди Майлдмэй рассматривала свои медитации как "лестницу Иакова", поднимающую её над бренным миром, возносящую каждого праведника к таинствам божественного откровения: "Блаженна душа, которая слышит Бога... блаженны уши, которые слышат тихий шёпот зова, но не слышат рокота внешнего мира... поистине блаженны те, кто внимает истине, вещающей и поучающей изнутри" (P. 71-72).
Автор статьи обратил внимание на то, что "её интенсивные медитации как бы освобождали её от определённых обязанностей патриархального свойства. Они не только освобождали её, но и поднимали над необходимостью подчиняться мужу".
"Да, уж..." - подумал я: "Нелегко заметить линию преемственности между менадой и христианкой протестантского толка, но такая линия всё же имеется". Параллель я вижу в том, что леди Грейс Майлдмэй, как менада, бежала из "презренного внешнего мира" в свой женский "внутренний мир". Различие лишь в том, что менады убегали к Дионису, а леди Грейс — ко Христу.
Подумать только: четыре часа медитаций ежедневно! Это значит четыре часа свободы от мужа, от семьи, от родственников и соседей, от общества и государства, вообще от окружающего [патриархального] мира. Мир ежесекундно требует: "надо [сделать] одно", "надо другое", "надо третье, пятое, десятое...". Мир "пристаёт" к ней, а она говорит ему: "Поди прочь, холоп! Дама медитировать изволит...".
Во все века религия была для женщин "отдушиной" в буквальном смысле слова. Я это давно заметил, и даже придумал особый термин — "священный матриархат". "Священный матриархат" — категория вне времени и пространства. В одни периоды истории он может вспыхивать "сверхновыми" звёздами, в другие периоды он едва теплится под спудом житейской беготни и толкотни (часто до "кровянки"). Вот, леди Грейс Майлдмэй была одной из таких "звёздочек" матриархата.
