15 декабря 2025

"Западный дом" Акротири.

Нанно Маринатос в своей монографии "Акротири. Фера и Восточное Средиземноморье" намекает на то, что верхние, вторые этажи домов в Акротири были женскими "апартаментами".

"Если бы посетитель поднялся по лестнице, у него или неё возникла бы иллюзия подъёма на холмы, потому что стены были украшены фресками с изображением горного пейзажа", - пишет автор. - "Второй этаж создавал иллюзию женского мира, поскольку там были представлены только женщины. Комната над адитоном была особенно красивой. На восточной стене молодые девушки собирали крокусы,

Молодые девушки собирают на холмах цветущие крокусы.

а на западной стене был болотистый пейзаж с летающими среди тростника утками.

Таким образом, вся программа зала была посвящена женщинам, и во всём чувствовалось ощущение идиллии и гармонии с природой. Это, конечно, контрастировало с мужской деятельностью в вестибюле внизу, где послание было противоположным: борьба и подчинение диких животных".

Нанно Маринатос говорит, что на первых этажах домов в Акротири располагались всякого рода хозяйственные помещения, а вторые этажи отводились под "покои", и это были женские "покои". 

Диамантис Панагиотопулос: "царя — нет, а царский гарем — есть".

Диамантис Панагиотопулос в своей монографии "Минойский Крит. Очерк островной культуры бронзового века" говорит, что "доминирование женского начала в религиозной сфере очевидно. Не только среди божеств, но и среди фигур, которых можно идентифицировать как верующих или священников, женщины составляют подавляющее большинство. Это чёткое числовое соотношение не может быть объяснено ошибками археологической традиции и, по-видимому, отражает религиозный факт, убедительная интерпретация которого до сих пор отсутствует".

При этом сам же Диамантис прямо с порога отвергает убедительную интерпретацию и заменяет её выдумками. Почитаем, что он пишет, и прокомментируем его писанину:

"Существующие данные ясно показывают, что женщины играли особую роль в этом [минойском] обществе. Визуальные изображения в различных церемониальных и ритуальных контекстах показывают, что женщины – по крайней мере, на уровне иконографии – были, по крайней мере, столь же важны, как и мужчины , а то и больше. В сценах толпы на кносских миниатюрных фресках они не только присутствуют на торжественном или праздничном мероприятии вместе с мужчинами , но иногда, как на фреске «Трибуна», даже выделяются отдельными трибунами для сидения, значительными размерами и более подробным изображением . Они здесь не только для того, чтобы увидеть, но и для того, чтобы их увидели. Чтобы лучше оценить значение этих изображений и отражаемую ими историческую реальность, здесь, пожалуй, достаточно отметить, что в классической Греции женщинам, как правило, запрещалось посещать спортивные соревнования в качестве зрителей. Минойские женщины играют ведущую роль в многочисленных праздничных или религиозных сценах, которые в первую очередь связаны с совершением ритуалов и шествий. В поздних дворцовых фресках Кносского дворца они даже изображены как «симпосиасты» («Camp-stool Fresco»).

Camp-stool Fresco, Minoan, from_Knossos, AMH, 145371