30 апреля 2023

Софокл как "луч света в тёмном царстве".

"Элевсинские таинства, прикреплённые к аттическому городу Элевсину на Саронском заливе, были в своей основе таинствами возрождающегося хлеба: как погружённое в борозду земли зерно не погибнет, а после некоторого пребывания под её покровом воскреснет, так воскреснет и душа опущенного в лоно земли человека.

Своё выражение нашло это учение в мифе: дочь Деметры Кора была похищена царём преисподней, её мать после долгих страдальческих скитаний открыла её местопребывание и достигла того, что её дочь была ей временно возвращена, проводя треть года у своего супруга и две трети с ней. Достигла она этого своей материнской любовью; любовь и жажда воссоединения с утраченными, а вовсе не мнимый эгоизм жизнелюбивой особи, была в античной религии вдохновительницей учителей бессмертия души.

Кора вследствие своего похищения познала тайны подземного мира; познав их, она открыла их матери. Они знают, как человек может обеспечить себе «лучшую участь» на том свете; и любя людей, они согласились уделить своего знания также и им. Для этого и основали они свои таинства в том самом Элевсине, где впервые заколосились зелёные нивы в силу другого благодеяния, оказанного человечеству той же Деметрой. Сюда отныне стекаются посвящённые — из Элевсина, из Аттики, со всей Эллады; мужчины, женщины, богатые, бедные, свободные, рабы — перед богинями все равны", - сообщает Ф. Ф. Зелинский. 

Вероятно, название Элевсин как-то связано с Элизиумом, обителью блаженных. Я специально не вникал в вопрос этимологии этих двух слов, но их созвучие нельзя не заметить.

Как говорит Софокл, "трижды благословенны те из людей, кто после созерцания этих обрядов отправляются вниз к Аиду. Только для них там продолжается жизнь; всех остальных ждёт горькая участь". 

Как понимать это разделение "семян"-людей? Одни "зёрна" после смерти "проклюнутся", дадут росточки и взойдут, а другие "зёрна" не взойдут к новой жизни? Собственно, ту же идею разделения людей на "проклюнувшихся" и "непроклюнувшихся" мы видим в Притче о сеятеле, которую Иисус рассказал на берегу Галилейского моря:

"Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать" (Мф. 13:1-8). 

О культе героев в Древней Греции.

Крайне тёмным и запутанным остаётся для меня древнегреческое понятие "героя". 

С одной стороны, я уже привык к тому, что в Древней Греции героями назывались люди, рождённые от связи женщин с богами. Типичный герой — Геракл, сын Зевса и Алкмены.

Мастер Сизифос. Геракл "трахает" кентавра Несса, ок. 420 г. до н.э. Лувр, Париж

Но, с другой стороны, ближе к историческому периоду "это
слово стало означать, в частности, мёртвого человека, почитаемого и упокоенного в его гробнице или в святилище" (Википедия). 

Ф. Ф. Зелинский пишет: "«Герой» в сакральном смысле — просветлённый покойник. Он пользуется полной сознательностью (pampsychos); он, как преображённый, одет в ризу высшей красоты (eumorphos); он блажен в своей силе и воздаваемых ему почестях (makarios). Связанный узами любви с живыми, он получает от них честь памяти во втором из трёх возлияний на пиршествах; новоаттическая комедия не раз изображала его духом — хранителем преданного ему дома, спасающим от обид оставленных без призрения сирот".

Язычество ≠ сатанизм.

Религия, как любовь, многогранна. Никогда не было и нет какой-то одной религии. У каждого человека она - своя, в зависимости от его интеллектуального уровня, духовного развития, углубления в Традицию, даже от психо-физиологической конституции организма. 

Православные христиане лишь по видимости исповедуют одну религию, а на самом деле всяк представляет себе эту религию по-своему. Среди православных есть и бедные, и богатые, и бездетные, и многодетные, и больные, и здоровые, и слабоумные, и шибко умные, и затворники, и «звёзды» телеэкрана, и сталинисты, и антисталинисты, имперцы и те, кому нет никакого дела до империи, верующие в чудеса и неверующие (как, например, бывший дьяк Андрей Кураев), и т. д. И все они считают, что их религия - православие, хотя некоторые из них будут спорить друг с другом до драки и мордобития, если свести их вместе и устроить между ними дискуссию о том, как они понимают православие.

Соответственно, столь же многообразным является и язычество. Там есть свои духовные "эвересты" и "глубины сатанинские". Меня интересуют первые, а вторые я, как правило, отправляю в "игнор", если они мне встречаются при исследовании древней истории.

Кто-то может обвинить меня в субъективности, что я таким образом "приукрашиваю" древнее язычество, но я просто хочу показать и доказать, что далеко не всё язычество является сатанизмом. Я вообще не люблю, когда навешиваются "ярлыки" на те или иные общественные явления, потому что как среди православных, так и среди язычников есть такие люди, которые и срать рядом друг с другом не сядут, - настолько сильно отличается их мировоззрение.