29 июля 2025

"Белая Богиня" как привидение.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что "смерть от кастрации для божественных героев не так редка в окружении [1] Богини Земли. Муж Геи, Уран, был кастрированным богом, как и его предшественник Кронос, муж Реи [2]. Поэтому не будет ошибкой предположить, что то же самое относится к Гере и критскому Зевсу, поскольку Гера – прямая преемница Реи, особенно учитывая, что критский Зевс тождествен Дионису-Загрею, которого, как говорят, разорвали на части. Это «разрывание на части» – эвфемизм кастрации, которую и Дионис и Аттис пережили в исступлённом трансе. Адониса постигла та же участь, что и Аттиса. Египетский Осирис также был «растерзан»; единственное, что Исида не смогла найти после того, как Осирис был «собран» обратно, – это его фаллос: он был, по сути, кастрированным богом. Неизвестно, были ли «растерзаны» Думузи-Таммуз и Тешуб-Телепинус; во всяком случае, Богиня предпринимала отчаянные поиски каждого из них".

Хайде Гёттнер-Абендрот — немецкая феминистка, изучающая матриархальные общества.

По мнению Хайде Гёттнер-Абендрот жрецы Кибелы оскопляли себя, подражая Аттису, в надежде, что оскопление обеспечит им, как и Аттису, бессмертие через воскрешение.

Ну, это может быть, однако, на мой взгляд, тема глубже и шире. 

Во-первых, здесь надо учитывать мифологему "растерзания" и новой "сборки" тела в шаманизме. 

Во-вторых, новое тело, как правило, отличается от старого тела. При "сборке" духи удаляют какие-то органы, ставя другие органы на их место. Часто после "сборки" шаман, если он мужчина, превращается в женщину. 

Цари "под каблуком" у Инанны?

Хайде Гёттнер-Абендрот в своей монографии "The Goddess And Her Heros" указывает на один интересный аспект священного брака в Шумере (стр. 64):

"The king was trapped in a cave in the mountains, and like Dumuzi, was forced to remain in this "Underworld" until the Goddess-high priestess returned to free him. This was considered to be an act of birth (as in Crete). What followed was a triumphant procession and theatrical rendering of a cosmic fight depicting the battle between Tammuz-Marduk and Tiamat. Here we encounter, without doubt, the origin of the theater". 

"Царя запирали в горной пещере и он, подобно Думузи, был вынужден оставаться в этой «Преисподней» до тех пор, пока верховная жрица Богини не возвращалась, чтобы освободить его. Это считалось актом нового рождения (как на Крите). За этим следовало триумфальное шествие и театральное представление космической битвы, изображающее битву Таммуза-Мардука и Тиамат. Здесь мы, без сомнения, сталкиваемся с зарождением театра".

Про ритуальную битву Мардука и Тиамат я слышал [1], а вот про царя в подземелье слышу в первый раз. Но мне нравится этот нарратив. Говорят, царь вавилонский ежегодно временно сводился со своего престола для суда над ним. Царь входил в храм - зиккурат и складывал перед идолом бога Мардука все знаки своей власти. Затем он отдавал богу отчёт о делах прошедшего года и каялся в своих грехах. При этом верховный жрец больно ударял его по лицу, напоминая ему о необходимости соблюдать все религиозные традиции.

Запереть царя в пещере, как внутри дольмена, - это из той же пьесы, но ещё круче. 

Между прочим, Инанна имела свои скипетры власти, подобно богиням на Крите и в Египте.

Изображение жезлов Инанны на вазе из Урука (ок. 3100-3000 до Р.Х.).