16 июля 2023

Культ как энтелехия игры.

"Культ по сути своей — человеческое мероприятие, в котором боги, если того пожелают, принимают участие: они «вселяются» в изготовленные человеком культовые статуи, или, если выразить то же самое в терминах позднеегипетской теологии, слетают (в форме ба) с неба на эти статуи.

Культ привлекает божественные силы на землю, или, если выразиться точнее (не прибегая к типичным для позднеегипетской теологии метафорам «верха» и «низа»), он делает их досягаемыми для человека. Когда культ прекращается, боги уходят и остаётся только материальный субстрат их былого присутствия — пустая, неодушевлённая форма. Культ соответствует локальному измерению божественного присутствия, но он представляет собой не столько ответ богу, сколько обращённое к нему приглашение и постоянное возобновление контакта", - говорит Ян Ассман.

Ба-а-а! Да это же чистой воды хлыстовщина!


Радеющий всей душой желал "в небо улететь" и оттуда "птицу райскую сманить", то есть привлечь к себе благодать Св. Духа. Иногда Дух Святой "накатывал" на христоверов не сразу, и поэтому радения часто продолжались далеко за полночь, а в некоторых случаях и всю ночь, до рассвета. Во время самого сильного "разогрева" радеющих вдруг где-то, среди них, раздавался голос: "Идёт! Дух Святой идёт!" Услышав эти слова, старец-кормщик кричал в ответ: "Иди, Дух Божий! Иди, Батюшка!" Все разом останавливались и искали среди себя пророка; а пророк в это время уже "блажит", то есть "глаголет новыми языками".


Египет нелицеприятный (если не сказать "отвратительный").

В предыдущей записи мельком говорилось о том, что в Древнем Египте мумию "оживляли" посредством обряда "отверзания уст и очей". К глазам и рту мумии жрец прикасался окровавленной ногой жертвенного бычка.

Бедный бычок! То ли дело — корова?! Она даёт телят и молочко, и поэтому люди берегут её, а бычка не жалко; оставляют одного "племенного" бычка на стадо, чтоб он "покрывал" коров, а остальных "пускают в расход"...

Проф. А. Зубов, глядя на это дело с христианской точки зрения, говорит, что "жертвенное животное - это ни что иное, как сам Бог. Когда люди вкушают жертву, они вкушают божественную пищу, они вкушают Самого Бога и, тем самым, соединяются с Ним. <...> И животное стало жертвенной пищей задолго до того, как люди стали выращивать растения, оно стало жертвенной пищей ещё в эпоху палеолита. Так вот, соответственно, Бог и животное, жертвенное животное, это одно. <...> Передняя нога быка – это, понятно, рука, а задняя нога быка - это нога. И в этом смысле именно передней ногой тельца, то есть рукой, открываются уста. <...> А кровь, которая течёт из отсечённой ноги - это та кровь, которая является божественной энергией, и она оживляет умершего как божественная сила и божественная энергия".

Сомневаюсь, я, однако, что отрубленной ноги быка может проистекать "божественная энергия"... Но пойдём далее. 

Проф. А. Зубов в лекции 27 "Тайна воскресения" приводит пятый лист папируса 9901 из Британского музея. Там видно, что жрецы идут с передней ногой быка, чтобы оживить стоящего, запеленутого в мумию Хунефера, вельможу и человека, который ведал стадами царя Сети I, это примерно 1310 год до Р.Х. Один из жрецов, изображающий Анубиса, держит его в вертикальном положении, а жена Хунефера в это время оплакивает его. 

Папирус Хунефера. Фрагмент. Британский музей. EA9901,5