Раньше многие считали, что первобытные люди проводили в пещерах всю свою жизнь. По Эсхилу, люди Золотого века
"Во тьме сырых землянок и пещер,
Как муравьи проворные, селились".
Однако теперь учёными установлено, что в пещерах люди чаще всего лишь зимовали. Причём
след ледниковых стоянок - пепел очагов - лежит, большей частью, ближе к
свету и воздуху; здесь люди жили плотской жизнью, а духовной - там, в
глубине, во чреве Матери - Земли, в священном мраке.
Тем не менее, схожесть муравейника и "человейника" вполне очевидна.
Многие поколения древних людей жили на одних и тех же местах, в домах, построенных из сырцового кирпича. С течением времени дома, конечно, разваливались, но в таких случаях люди только разравнивали и утрамбовывали оставшуюся от стен глину и на образовавшейся таким путём приподнятой площадке строили новый дом. В конце концов каждое поселение превращалось в холм, или телль, состоявший из наслоений от развалин жилищ, сменявших друг друга.
"Телль (араб. – холм), искусственное возвышение (выс. до 40 м) – остатки древних поселений, образовавшиеся в ходе жизнедеятельности на одном месте. Формировались в течение мн. веков, иногда тысячелетий, гл. обр. из остатков построек из глины, сырцового кирпича", - сообщает Большая российская энциклопедия.
Телль Барри в Сирии |
Телль и есть тот самый "человейник", о котором я говорил выше. Похож на муравейник, не так ли?
Павел Рыженко. Преподобный Серафим Саровский смотрит на муравейник. |
Приветствую вас!
ОтветитьУдалитьВ приведённой вами цитате Эсхила речь не о идёт о Золотом веке, а о предшествующем ему времени, далеко не лучшем в истории людей. . Вот контекст:
" Не думайте, что я молчу, о, сестры
Из гордости. Но вся моя душа
Сознанием обиды нестерпимой
Поглощена. Не я ли даровал
Великую победу Олимпийцам?
Вы знаете о ней. Не буду вам
Рассказывать. Но выслушайте повесть
О жалких смертных.
Это я им дал,
Бессмысленным, могущественный разум!
Не с гордостью об этом говорю,
Но лишь затем, чтоб объяснить причину
Моей любви к несчастным. Люди долго
И видели, но не могли понять,
И слушали, но не могли услышать.
Подобные теням, как бы во сне,
По прихоти случайностей блуждали,
И было все в них смутно; и домов,
Открытых солнцу, строить не умели
Из кирпичей иль бревен, но в земле,
Как муравьи проворные, гнездились,
Во тьме сырых землянок и пещер;
Не ведали отличия зимы
От летних дней горячих, плодоносных,
Иль от весны цветущей; дикари
Творили все без размышленья, слепо.
Но, наконец, я бедным указал
Восход светил, закат их, полный тайны,
Глубокую науку чисел, букв
Сложение и творческую память,
Великую родительницу муз.
Я в первый раз животных диких, вольных,
Поработил ярму, чтоб сделать их
Во всех трудах помощниками людям:
Послушного браздам запряг коня,
Красу для глаз и гордость человека,
И с крыльями льняными изобрел
Летающие в море колесницы
Для моряков. Но столько дивных тайн,
Искусств, наук открывший жалким людям -
Спасти себя ничем я не могу!"
Спасибо за уточнение. Но как же назвать это время до Золотого века? Дело в том, что, по Традиции, Золотой век был изначально.
УдалитьЕсли монотеистические религии обрастают интерпретациями и мифами, то что тогда говорить о язычестве, тем более у греков, с отсутствием у них единого государства не было никакой возможности систематизации культа.
УдалитьДа, это верно касательно мифологии. Живой миф "ветвится" как ризома (или как грибница), и никто из носителей мифа не знает всю полноту мифа, а лишь некоторую его часть.
УдалитьВ этом смысле каждый человек неизбежно, в силу своей ограниченности, является носителем той части мифа, которая ему понравилась или "приглянулась". Получается, что миф "играет" в индивидуальных преломлениях сознания, как разноцветными стёклышками калейдоскопа, и у каждого образуется свой уникальный "узор".
Наверно, и у меня тоже свой "узор" священного матриархата.