17 июля 2025

Из книги М. Мюррей "Бог ведьм".

"Идея разделения Потусторонней Силы на две части, одну добрую и одну злую, принадлежит развитой и сложной религии. В более примитивных культах божество само по себе является творцом всего, будь то добро или зло", - пишет Margaret Alice Murray в своей монографии "God Of The Witches".

Мне, конечно, совсем не нравится её "прогрессистский" подход в описании религии. От него дурно попахивает нацизмом и расизмом. Когда говорят о "примитивных" культах и "развитой" религии, подспудно имеется в виду разделение людей на "дикарей" и "культурных, высокообразованных" носителей сложной религии. А на самом деле всё совсем не так. В современном обществе дурак сидит на дураке, и дураком погоняет.

Однако, продолжим дальше цитировать Маргарет Мюррей:

"Монотеизм ранних религий ярко выражен: каждое небольшое поселение или группа поселений имели своё божество, мужское или женское, чья сила совпадала с силой его почитателей. Политеизм, по-видимому, возник со слиянием племён, каждое из которых имело своё собственное божество. Когда племя, чьё божество было мужским, объединялось с племенем, чьё божество было женским, союз народов символизировался в их религии браком их богов. Когда путём мирного проникновения новый бог вытеснял старого, он считался сыном своего предшественника. Но когда вторжение было воинственным, божество-победитель наделялось всеми благими качествами, в то время как бог побеждённых занимал более низкое положение и считался завоевателями источником зла, и, следовательно, часто вызывал больший страх, чем их собственное законное божество. В Древнем Египте падение с положения верховного бога до положения «дьявола» хорошо проиллюстрировано на примере бога Сета, который в ранние времена был таким же подателем блага, как Осирис, но позже был настолько ненавистен, что, за исключением города его особого культа, его имя и изображение были повсеместно уничтожены".

И далее М. Мюррей вспоминает, что от древних кельтов сохранились изображения их рогатого бога Цернунна.

Изображение Цернунна (Кернунна) на серебряном котле из Гундеструпа

В Англии "п
очти до времени нормандского завоевания правовые акты показывают, что, хотя правители могли быть номинально христианами, народ открыто был язычником. Записи Средневековья показывают, что древний бог был известен во многих частях страны, но для христианского летописца он был врагом Новой Религии и поэтому приравнивался к Принципу Зла, другими словами, к Дьяволу". Почему? Потому что так говорит Библия. "Ап. Павел в Первом послании к Коринфянам написал: «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу». Автор Откровения столь же категоричен, когда называет величественный алтарь Зевса в Пергаме «престолом сатаны»: «Знаю твои дела и где ты живёшь, там, где престол сатаны». В Индии индусы, магометане и христиане единодушно называют божества коренных племён «дьяволами». Кроткие, миролюбивые езиды современной Месопотамии, чей бог воплощается в чёрной змее, заклеймлены их мусульманскими соотечественниками как «дьяволопоклонники»". 

М. Мюррей считает прообразом Цернунна изображение рогатого существа, которое находится в пещере Труа Фрер в Арьеже. 

Изображение антропоморфного существа из пещеры Трёх братьев (департамент Арьеж, Франция). Ок. 13000 лет до Р.Х. Справа - эскиз Анри Брейля. Некоторые современные учёные ставят под сомнение подлинность рисунка Брейля, утверждая, что на современных фотографиях не видно знаменитых рогов.

Современная интепретация.

"Фигура представляет собой человека, одетого в оленью шкуру и носящего на голове оленьи рога. Шкура животного покрывает всё тело человека, руки и ноги изображены так, словно видны сквозь прозрачный материал, создавая у зрителя впечатление, что перед ним замаскированный человек. Лицо бородатое, глаза большие и круглые, но есть некоторые сомнения, хотел ли художник изобразить человека-зверя в маске или с открытым лицом", - пишет М. Мюррей. Она интерпретирует фигуру как "воплощённого бога", хотя, на мой взгляд, тут возможны и другие толкования: шаман, дух, или умерший предок в "рентгеновском" стиле, как у аборигенов Австралии. 

Затем М. Мюррей называет человека-оленя "самой важной из рогатых фигур палеолитического периода". Она замечает, что "рогатого человека можно увидеть только в наиболее труднодоступной части пещеры. Этот факт говорит о том, что этому изображению придавалась особая святость, и что оно намеренно было помещено туда, где оно было скрыто от взоров простого народа".

При этом она ни словом не обмолвилась про многочисленные изображения быков в пещерах. 

 Кость из грота Раймондон, Дордонь, Франция. Изображение интерпретируется как сцена жертвоприношения быка. При этом из головы быка выходит ёлочковидный растительный орнамент, как на крито-минойских изображениях. 

Изображение антропоморфного существа из пещеры Трёх братьев  — одно, а быков в пещерах Западной Европы  — наверно сотни, если не тысячи. Почему Маргарет Мюррей не задалась вопросом: откуда взялась эта "бизономания" и что она означает? Вот это была бы интересная тема для исследования! Но, вместо этого, она тупо говорит о "поклонении Рогатому Богу", без каких-либо объяснений. 

Далее она уверяет в том, что в древности феи были реальными людьми. "Рассказы о феях, сохранившиеся в юридических записях и фольклоре, демонстрируют народ, аналог которому можно найти в Западной Европе в неолитическом и бронзовом веках. Скелетные останки в неолитических курганах доказывают, что люди, населявшие тогда Великобританию, были низкого роста: рост мужчин составлял около 5 футов 5 дюймов, а женщин пропорционально ниже. Они были длинноголовыми и, вероятно, имели тёмные волосы". "В Великобритании люди неолита и бронзового века строили дома или хижины. Эти дома были круглыми в плане и были углублены в землю на глубину два или три фута; пол был вымощен камнем, и нижняя часть стен также была каменной; верхняя часть стен была из плетня и обмазки или дерна, а крыша была из дерна, поддерживаемая центральным столбом, который, возможно, нёс деревянный каркас. Такие дома строились группами; и когда заростали травой, папоротником и мелким кустарником, выглядели как курганы или небольшие холмы."

Описание напоминает дерновые дома в Исландии.

Дерновые дома Исландии.

М. Мюррей считает, что феи были потомками неолитических земледельцев и проживали на Британских островах вплоть до XVI века. "Несомненно, по мере развития цивилизации и освоения новых земель, фейри, должно быть, всё больше смешивались с осёдлым населением, пока многие из них не вошли в деревни и не стали неотличимы от «смертных»".

М. Мюррей делает знак равенства между феями и ведьмами: "То, что феи, то есть ведьмы, обосновались в деревнях, подтверждается записями церковных летописцев. Шпренгер в «Молоте ведьм» говорит, что «нет ни одного прихода, где бы не было известно о множестве ведьм». Де Ланкр говорит, что «мерзость» распространилась по всей Европе, так что Франция, Англия, Италия, Германия и Испания были переполнены ею. Единственное объяснение огромного количества ведьм, которые были судимы и казнены в Западной Европе, заключается в том, что мы имеем дело с религией, которая была распространена по всему континенту и насчитывала своих последователей во всех слоях общества, от высших до низших."

"Теория о том, что феи произошли от неолитического народа, подтверждается ирландской традицией Туата-да-Данаанн, которые являются тем же самым, что и английский и континентальный волшебный народ. Они были «великими  некромантами, искусными во всей магии, и превосходными во всех искусствах»".

"Эти первобытные люди, или феи, были разбросаны по стране небольшими общинами, каждая из которых управлялась своим правителем, как в современной Африке. Леди Уайлд отмечает, что в каждом районе Ирландии был свой особый и отдельный вождь или король фей.

Из-за огромной важности королевы в общине можно предположить, что она была настоящим правителем, а король играл лишь второстепенную роль, за исключением, пожалуй, случаев войны. Имущество, по-видимому, было общим, следовательно, брачных законов не существовало, как это было у пиктов; и, в частности, королева фей никогда не была связана только одним мужем".

Свежо предание, да верится с трудом... Книга Маргарет Мюррей, "Бог ведьм", определённо из разряда фолк-хистори. Хотя, в то время, когда она писала свой труд, - 1933 год, - такого литературного жанра не имелось. По стилю изложения, "Бог ведьм" напоминает "Белую Богиню" Роберта Грейвса. Там тоже поэтический, ничем не сдерживаемый, полёт фантазии... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий