25 февраля 2022

"Мазки" фаллосом на картине микенской культуры.

"В одном из святилищ микенской цитадели сохранилась живопись – очень интересная фреска, которая изображает, как две богини стоят лицом друг ко другу, а между ними две маленькие человеческие фигурки - одна черная, другая белая, но совсем схематично нарисованные. По всей видимости, это души умерших или сами умершие. И, наверное, одна присуждается ко второй смерти, а другая – к новой жизни. Это изображение открыто и описано Нанно Маринатос. Под ними на скамье находится тоже женщина, возможно, царица, в длинной одежде, и она как бы совершает некий обряд почитания вот этим двум великим богиням. Это похоже на Крит, но это новая форма", - говорит проф. А. Зубов в лекции 72 "Религия микенского мира". 

Фреска из святилища микенской цитадели. Археологический музей Микен

Хотя ахейское общество считается патриархальным, но, как видно, религиозные культы в нём - "старообрядческие", матриархальные. Это напоминает нам эпоху Петра Первого в России, где были православные храмы и монастыри, однако правящая элита уже не разделяла эту "хрестьянскую" веру. У них были свои, превратно понятые "европейские ценности".


Можно видеть, как новые патриархальные ценности "прорезаются" в микенской культуре. 

"Окукливание" минойской культуры в микенской Греции (2).

Греки-ахейцы, покорив земли Эллады, не были культуртрегерами, они не принесли с собой культуру. Очевидно, ахейское общество представляло собой аналог позднейшей татарской орды, а ордынцы, как мы знаем, собственно-ордынского культурного наследия после себя не оставили. Их столицу — Сарай — строили зодчие, которых татарам удалось "заарканить" в Хорезме. Таким же образом ахейцы использовали строителей из числа местных пеласгов и жителей Крита для сооружения своих храмов и дворцов. Крито-минойский стиль этих построек сразу бросается в глаза.

Тронный зал мегарона в Микенах. Реконструкция. (R. Castleden. The Mycenaeans. London: Routledge, 2005. P. 174)

Этот тронный зал удивительно напоминает трёхчастные крито-минойские святилища. В Пилосе сохранилась живопись тронного зала, как и в Кноссе.

Фреска из дворца Нестора. Пилос
 
Грифон. Фреска из «Тронного зала» дворца в Кноссе

"Но всё это, в отличие от Кносса, закрыто. В Кноссе тронный зал открыт, дворец не имеет стен, в него можно войти. Наверное, там была какая-то охрана, но, по крайней мере, он не был отсечён от мира. А здесь те же сюжеты, но в отсечённом от мира пространстве", - говорит проф. А. Зубов в Лекции 72 "Религия микенского мира".

Я не могу себе представить религиозных головорезов, тем более поклоняющихся божествам покорённых племён. Другое дело — местные женщины, которые "по старинке" и по традиции продолжали исполнять культы своих предков. Скорее всего, именно для них и строились все эти копии древних святилищ. Но, что очень важно, - строились они внутри цитаделей царей-ванаксов, дабы "освящать" царскую власть. Для этой же цели "утилизировались" и служительницы Богини. А. Зубов подчёркивает, что потния – это и Великая Богиня, и супруга царя. Наверно имелось в виду, что царь находился как бы "под юбкой" у Богини, и она простирала свой "покров", свой омофор над его царством. Таким образом, всякий восставший против царя приравнивался к богопротивнику.