13 октября 2025

О преобразующей роли женщины.

Адриенн Рич (Adrienne Rich) в своей книге 1976 года «О рождённой быть женщиной» посвящает несколько глав исследованию истории матриархата. Рич акцентирует внимание на трансформирующей, преобразующей роли женщины. "Она [женщина] преобразовала менструальную кровь в ребёнка [1] и в грудное молоко для его кормления; глину в горшок [2] и, таким образом, в средства хранения пищи, а также превращения её из сырой в приготовленную; растительное волокно в тканую одежду. Её преобразовательная деятельность распространилась на изобретение сельского хозяйства, общины и даже языка".

"В стародавние времена гончарное ремесло было целиком в женских руках" (Источник). Какая зловещая ирония истории: кажется, во всём мире нет ни одного монумента той женщине, которая своими руками слепила первый горшок из глины, зато существует много памятников мужчинам, которые только тем и занимались, что разбивали горшки, в прямом и переносном смысле (ну, то есть, разрушали культуры и цивилизации, созданные прежде них).

Памятник Чингисхану в Монголии.


Памятник Чингисхану и его внуку Хубилаю во Внутренней Монголии, Китай. 

-----------------------------------------------------------------------------------

[1] Согласно архаическим верованиям, когда у женщины прекращаются месячные, из её менструальной крови формируется зародыш человека. 

[2] Например, на территории проживания восточных славян первые археологические свидетельства керамического производства датируются VI–VII веками и представляют собой преимущественно лепную керамику, созданную женскими руками. Это подтверждается отпечатками пальцев, сохранившимися на древних черепках.

Также, по исследованиям археолога Людмилы Краевой, лепную посуду, в частности для сарматских племён, изготавливали в основном женщины, без помощи гончарного круга. Об этом говорят отпечатки ногтей на поверхности найденных горшков.

Роды на царском троне.

Возвращаясь снова к знаменитому изображению "богини" из Чатал-Хююка,


я хотел бы обратить внимание читателей на удивительную связку "трона" и "родов". Кто бы ни была эта женщина, сидящая на троне, поддерживаемом двумя кошками, она, по-видимому, изображена в процессе родов, с головой ребёнка, находящейся между её ног. Мария Гимбутас называет её «богиней на троне», а другие — Великой Матерью Чатал-Гуюка, и датируют её примерно 6000/6500 гг. до н.э. 

Трон — явно "царский", на что намекают два леопарда, на которых опирается "богиня". Что это именно леопарды, доказывают фрески, обнаруженные при раскопках в том-же Чатал-Хуйюке.