«Богиня мака». 1300-1200 г.г. до н.э. Крит. |
Карл Кереньи в своей монографии "Дионис: Прообраз неиссякаемой жизни" (М.: Ладомир, 2007), указывая на эту статуэтку, пишет:
"Специалисты по фармакоботанике установили, что на мaкoвых головках, украшающих головной убор богини из Гази, имеются насечки неорганического характера. Чтобы их было лучше заметно, они были выкрашены в более тёмный цвет. Это открытие первостепенной важности, ведь именно через такие насечки из мака получаюг опиум. Отмеченные тёмной краской насечки служили почитателям богини напоминанием о её даре и об опыте, которым они ей были обязаны" (стр. 34-35).
Здесь сразу же нужно одёрнуть нашего Карла и напомнить ему, что около 1300 года до н. э. на Крите господствовали греки-ахейцы, а от крито-минойской культуры к этому времени остались только "рожки да ножки". Поэтому нельзя относить эту фигурку "к концу позднеминойского периода". Это фигурка не (поздне)минойского, а микенского периода.
Как известно, греки-ахейцы пришли в Элладу с севера, из причерноморских степей. И вот что интересно: как раз те же земли занимали скифы, и при раскопках скифского кургана Сенгилеевское-2 в Ставропольском крае, археологи обнаружили сосуды, которые содержали следы опиума, который получают из недозрелых коробочек снотворного мака (лат. Papaver somniferum) (Источник. См. также: Слова Геродота о скифах получили подтверждение). Вот откуда "ноги растут" у этой фигурки!
В книге про Диониса, как и в книге "Элевсин: Архетипический образ Матери и Дочери", К. Кереньи опять спекулирует об элевсинском напитке - кикеоне, намекая на присутствие опиума в этом напитке. Нельзя исключить, - говорит он, - что мак использовался для вызывания образа богини подземного мира.
Затем К. Кереньи пытается связать с опиумом ярко выраженные визионерские способности минойцев. Как будто изменённые состояния сознания возможны лишь под воздействием наркотиков. Я давно, ещё в прошлом веке, читал трилогию Д. Мережковского "Испанские мистики". Там св. Тереза Авильская рассказывает про свои «Восхищения», похожие на «каталепсию», столбняк или обморок: «Мало-помалу всё труднее становится дышать… естественная теплота тела исчезает… руки холодеют, как лёд, и коченеют, как палки; тело остаётся в том положении, стоячем или коленопреклонённом, в каком застало его Восхищение, а душа погружается в блаженство» – в «невыносимое больше пяти секунд чувство вечной гармонии». При этом происходит и то явление или ощущение, которое известно многим святым под именем «Поднятия на воздух», levitación. «Восхищение духа увлекает за собою и тело, – вспоминает Тереза. – Душу возносит Сильнейший из сильных… с такою лёгкостью, с какой исполин поднял бы соломинку». «Лодочку души моей подымает как бы огромный, неистово бушующий вал». «Всё моё тело подымалось так, что уже не касалось земли… Если же я хотела этому противиться, то чувствовала под ногами чудесную силу, подымавшую меня на воздух… и испытывала великий страх».
Если такого рода «восхищения» были возможны в средневековой Европе, тогда, спрашивается, почему они не могли быть возможны и на Крите минойской эпохи? И если они в принципе возможны, то зачем тогда "приплетать" наркотики к религии? По-моему, св. Терезе Авильской опиум был нужен так же, как собаке нужна пятая нога.