(По материалам Хайде Гёттнер-Абендрот)
Матриархальные элементы в кельтских культурах чаще всего встречаются в религиозной сфере. Однако следует учитывать типичное для патриархальных обществ разделение религиозности, которое порождает доминирующую культуру и культуру угнетённых. Высшие классы военачальников и воинов поклонялись индоевропейским богам грозы и войны. Низшие классы сохраняли верования доиндоевропейского происхождения [1]. Доиндоевропейские боги, которых кельты заимствовали, — это Цернунн, бог-олень [2], и Луг, бог-маг. Они имеют матриархальное происхождение. Даже изначальная богиня пиктов Дана сохранилась в названиях особых элементов ландшафта. Например, богиня воплощалась в двух холмах, как её груди, как это показано на «Сосках Дану» (Килларни, Ирландия) и «Сосках Юры» (Кнок Сеннда, Шотландия).
![]() |
The Breasts of Dana, called “Paps of Jura,” Cnoc Seannda (Scotland)
|
Этот матриархальный элемент столь же отчётливо проявляется в богине Эрин/Эйре, которую в её святилище Тары в центре Ирландии также называют «Владыкой Эрин» (“Sovereignty of Erin”), то есть верховной властью (sovereignty) или свободой (freedom) страны Ирландия. Она выбирает своего Священного Царя, преподнося ему свою золотую чашу, наполненную красным напитком. Вариант Даны – древняя богиня Керридвен, с её «волшебным котлом», неиссякаемым источником жизни, исцеления и возрождения – явная отсылка к матриархальной религии возрождения. Её дочь – богиня Бригда/Бригид, «Высшая», также с магическим котлом в качестве «Котла Вдохновения», символизирующего духовную творческую сторону богини.
В то же время, богини также подверглись патриархализации. Некоторые богини не только были прямо маскулинизированы, например, Дана/Дон – Доннусом, но и некоторые были превращены в жён, как Дана стала женой Бели, или в дочерей отцов, а не матерей, как Бригитта – дочь бога Дагды. Такие изменения и искажения матриархальных верований были вызваны патриархальными жрецами, которые теперь появились среди индоевропейцев. Их задачей было идеологическое служение своим военачальникам, и таким образом они стали знаменитой и в то же время внушающей страх опорой их власти. Среди кельтской аристократии именно жречество друидов, узурпировавшее знания и религию коренных народов [3], извратило их и создало свою собственную религиозную систему. Они изобрели эзотерическую доктрину, основанную на реинкарнации душ, которая должна была избавить воинов от страха смерти и сделать их безрассудно смелыми. В частности, они злоупотребляли своей теологией бессмертия души, совершая массовые человеческие жертвоприношения. Сначала жертвами богов были преступники, но когда запасы преступников иссякли, они стали сжигать и невинных людей. Таким образом, жрецы друидов терроризировали население и держали его в страхе, заставляя простых кельтов быть покорными своим правителям.
--------------------------------------------------------------------------
[1] Здесь необходимо сделать уточнение, что именно женщины сохраняли старые верования в богинь и возрождение, независимо от того, были ли эти женщины туземками или другими женщинами, перенявшими эти верования от туземцев. В то время как мужчины высшего класса призывали своих богов войны, угнетённые женщины просили богинь-матерей исцелить их душевные и телесные раны.
[2] На мой взгляд, Цернунн имеет то же значение, что бык в крито-минойской религии. С другой стороны, иконография Цернунна напоминает тавроболию в культе Митры.
![]() |
Современная интерпретация по мотивам древних изображений Цернунна. |
В любом случае, это "ночное", хтоническое божество, обречённое на страдания ("страды") и претерпевающее метаморфозы во время страданий. Его имя родственно древнеирландскому слову cern («герой»).
[3] Мифический пример — колдун Мерлин, который служил кельтскому королю Артуру, хитро похитив матриархальную магию у местных жителей и, используя коварные методы, убил защитников матриархальной культуры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий