28 августа 2023

Ещё о египетских бычках.

(Вдогонку к предыдущему тексту.)

Судя по всему, белые бычки, без единого пятна, предназначались в жертву Исиде (Геродот 2,39-41), а чёрный бык с белым круглым пятном на лбу отождествлялся с богом Аписом.

"Первоначально Апис почитался в качестве воплощения и Ка Птаха. Так как словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реально существующего быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка" (из Википедии).

В той же статье Википедии, чуть ниже, сообщается нечто иное:

"Апис первоначально был только живым символом Осириса, который сам называется образно «быком преисподней». Отсюда следует то утверждение Плутарха, что Апис являлся одухотворённым изображением Осириса. В то же время для народа он был, по словам Страбона, самим богом, идентичным Осирису". 

Как Апис может быть одновременно и Ка (душой) Птаха, и Ка Осириса?

Наверно, это из-за того, что в Древнем Египте имелось несколько религиозных центров и в каждом из них жрецы культивировали свою, местночтимую традицию. Ну и, наверно, на это наложилось ещё египетское "старообрядчество": "староверы" поклонялись Апису как душе Птаха, а "нововеры" — как душе Осириса. 

Так или иначе, но бычок Апис жил как фараон. Википедия сообщает, что по нахождении нового Аписа его отводили в Никополь, где откармливали в течение 40 дней. Надо полагать, что и по истечении сорока дней он ни в чём не нуждался. Это ж, почитай, сам бог!

Апис на саркофаге XXI династии

Когда умирал предыдущий бык, символизировавший Аписа, жрецы отправлялись на поиски нового. Апис должен был быть чёрным со светлыми отметинами: на лбу — в виде треугольника, на спине — в виде летящего скарабея (жука-навозника) или коршуна.

Это напоминает мне поиски нового далай-ламы в Тибете. 

И, как я уже говорил, примерно таким же образом должны быть устроены поиски нового царя (или президента). В Конституции должны быть прописаны чёткие параметры кандидата на трон — "чтоб не пил, не курил...", и т.д., — и по этому списку требований монахи должны проверять каждого жителя государства. Затем они совершают поездку в какую-нибудь богом забытую деревню, а Иван-царевич, национальный лидер, лежит там на печи и ничего не подозревает. Монахи на месте сверяют все приметы Ивана с Конституцией, и говорят ему: "Извольте, батюшка-Иванушка, в Кремлёвские палаты на царствование!"   

О жертвоприношениях быков Богине-Матери.

Как не люблю я писать про жертвоприношения животных [1], а всё же приходится. Ибо, во-первых, сии жертвоприношения совершались древними египтянами, а не каким-то папуасским племенем мумба-юмба, во-вторых, это были жертвоприношения быков к культе Исиды, и, в-третьих, об этом сообщает сам «отец истории» Геродот.

" 40. Способ потрошения и сжигания жертв у них различен для разных животных. Я имею в виду здесь [культ Исиды], которую они считают величайшей богиней и в честь неё справляют самое главное празднество [2]. При жертвоприношении Исиде они обдирают тушу быка и совершают молитву, а затем вынимают целиком желудок, но внутренности и жир оставляют в туше. Потом отрезают ляжки, верхнюю часть бедра, плечи и шею. После этого наполняют остальную тушу быка чистым хлебом, мёдом, изюмом, винными ягодами, ладаном, смирной и прочими благовониями. Наполнив тушу всем этим, они сжигают её, обильно поливая маслом. Перед принесением жертвы они постятся, а при сжигании жертв все участники предаются скорби. Затем, прекратив плач, устраивают пиршество из оставшихся [несожжёнными] частей жертв.

41. «Чистых» [лишён­ных осо­бых при­мет] быков и телят егип­тяне при­но­сят в жерт­ву повсюду. Напро­тив, коров при­но­сить в жерт­ву им не доз­во­ле­но: они посвя­ще­ны Иси­де. Ведь Иси­да изо­бра­жа­ет­ся в виде жен­щи­ны с коро­вьи­ми рога­ми (подоб­но изо­бра­же­нию Ио у элли­нов), и все егип­тяне точ­но так же почи­та­ют боль­ше всех живот­ных коров" (Источник).

Итак, если верить Геродоту, древние египтяне приносили "чистых" быков в жертву Исиде. Исиде, образ которой неразрывно связан с египетским идеалом женственности и материнства! Удивительно и поразительно. 

Но в таком случае выходит, что аналогичные жертвоприношения быков совершались и на древнем Крите, и на Ближнем Востоке, и вообще везде, где имел место быть культ Богини-Матери [3]. Ибо именно ей бык предназначался в жертву. 

В той же книге Геродот сообщает, что египтяне "коров бро­са­ют в реку, а быков вся­кий пре­да­ёт зем­ле перед сво­им горо­дом, при­чём один или два рога тор­чат над зем­лёй как могиль­ный знак".

Оторопь берёт, если вспомнить святилища Чатал-Хююка.

Жуть!

-------------------------------------------------------------------

[1] Потому что не вижу никакого смысла в них.

[2] Имеется в виду праздник Исиды, справлявшийся в Бусирисе.

[3] Кстати, у индийского матриархального племени тода известно почитание и принесение в жертву буйвола как священного животного.