29 января 2023

"Живая" вода.

Скульптурная группа, изображающая очищение царя Аменхотепа II священной водой. Травертин. XVIII династия. 15 в. до н.э.

Царь изображён идущим, по сторонам от него – боги Тот и Хор, которые изливают на царя воду, состоящую из знаков жизни «анх». Льющаяся на царя священная вода образует подобие арки, сквозь которую он проходит в иное пространство. 

(с) фото и текст: Виктор Солкин. Источник: https://vk.com/wall-39618094_9076.

Вот ещё несколько подобных изображений, которые я нашёл в Сети.

 

Самое старейшее осёдлое поселение на Земле.

Николай Кудряшов пишет, что "в верховьях реки Тигр в современной турецкой провинции Батман в 1990 году было обнаружено поселение Халлан-Чеми. Основание поселения было датировано 10200 годом до н.э. и на сегодняшний день является самым старейшим на Земле. Правда с небольшой оговоркой, если новых сенсаций не преподнесёт Гёбекле-Тепе, чей возраст минимум больше на пару тысяч лет, но пока он считается только храмовым комплексом, а не поселением.

Поселение состояло из круглых каменных домов на гипсовой основе. Постройки стояли на плитах из песчаника и известняка. Самые большие плиты (диаметр 5 – 6 метров) углублялись в землю. Внутри домов находились каменные скамьи у стен, обновлявшиеся полы, выделенные штукатуркой очаги, снаружи вход фланкирован расходящимися стенами. Внутри постройки видимо украшались черепами забитых животных, в одной постройке зафиксирован череп зубра, в другой – части черепов баранов, рогов оленей.

Наличие в зоне построек привозных обсидиана и медной руды предполагает, что жители этого поселения вели уже торговлю, так как наиболее близкие к Халлан-Чеми источники обсидиана находятся в районе озера Ван и Бингольском регионе, на расстоянии около 100 км от поселения. 

Культурный слой центральной площади (около 15 метров) насыщен останками животных – баранов, зубров и оленей и потрескавшимися от огня речными булыжниками. Что даёт некоторые основания предположить, что центр поселения к тому же выполнял роль своеобразного жертвенного круга (алтаря).

Существует предположение, что в Халлан-Чеми началось одомашнивание свиньи, точнее кабана. В основе хозяйства охота и собирательство.
Население этого поселения перешло к осёдлому образу жизни.
 
У жителей поселения предполагается связь с натуфийской культурой и в дальнейшем влияние на последующую культуру Чайоню. Палеогенетика ассоциирует жителей этого неолитического поселения с гаплогруппой J2 - M172" (Источник).



Матриархальный "почерк" везде один и тот же.

Слева сверху - Трипольская культура 5-3 тыс лет д.н.э
Справа сверху - культура Яншао, Китай  5-2 тыс. лет д.н.э.
Слева внизу - минойская керамика камарес, 17-12 век д.н.э.
Справа внизу - южноамериканская культура анасази, 1200 д.н.э.
 

Древнейшие зернохранилища были святилищами?

Чтобы понять устройство ранненеолитического общества, полезно взглянуть на раскопки в деревне Джерф-эль-Ахмар (Сирия, 9500-8700 гг. до н.э.). В строительстве бытовых помещений с начала и до конца оккупации поселения прослеживаются две тенденции. Первая касается формы жилищ. Постепенно планы жилищ, которые первоначально были округлыми, склонялись к четырёхугольным формам. Вторая касается количества комнат. В начале оккупации ни один дом не был разделён на части. В конце некоторые дома имеют до пяти комнат. Если объединить эти две тенденции, то можно сделать вывод, что первые дома, построенные в Джерф-эль-Ахмаре, были округлыми и одноклеточными (рис. 1), а более поздние - прямоугольными и многоклеточными (рис. 2).

Рис. 1. На ранней стадии все дома имеют округлую форму и являются одноклеточными.

Рис. 2. На последней фазе появляются первые четырёхугольные дома

Переход от округлых к четырёхугольным формам жилищ происходил в течение многих поколений (от горизонта докерамического неолита А, т.е. PPNA, до горизонта докерамического неолита В, т.е. раннего PPNB), так что при раскопках промежуточных слоёв можно увидеть смешанный тип застройки, где присутствуют жилища и с округлыми формами стен, и с четырёхугольными, и с закруглёнными углами четырёхугольных жилищ (рис. 3): 

Рис. 3: Упрощённое полевое исследование (М. Брене) (Э. Реганьон)

Патриархат во всей своей "красе".

"Лондонская газета", выпуск 30 апреля -- 4 мая 1685. (Короновали, понятно, Якова II -- деньги на ветер, через три года пришлось выгнать.)

"На коронации Их Величеств пропало навершие скипетра Его Величества, украшенное 24 маленькими бриллиантами, тремя рубинами и тремя изумрудами; жемчужная подвеска с короны Его Величества около 9 фрагментов или 30 жемчужин (?), и около 16 больших звеньев золотой цепи. Любой, кто предоставит данные об этом служащим Ювелирной палаты Его Величества, будет щедро вознагражден."

"Lost at their Majesties Coronation the Button of his Majestiey's Scepter, set about with 24 small Diamonds, three Rubies and three Emeralds; A Pendant Pearl from His Majesties Crown about 9 Carrets or 30 common Grains, and about 16 great Links of Gold Chain, Whoever gives notice thereof to the Officers of His Majesties Jewell House shall be well rewarded."

Подтверждающий линк:
https://www.thegazette.co.uk/London/issue/2030/page/1 (вторая страница, правая колонка).  Источник.

-----------------------------------------------------------

Это напоминает сцену из культового фильма "Иван Васильевич меняет профессию":

И, в общем, свидетельствует о том, что частенько и сами цари, и царская камарилья состояли из того же сорта людей, что жулики и воры. Ну, и при дворе у них происходило то же самое, что и в какой-нибудь уличной подворотне. А как могло быть иначе, если никогда не существовало никаких моральных критериев при наследовании трона?! Принималась в расчёт лишь "правильная" кровь; а что наследник с царскими кровями может оказаться кретином или злодеем, - на то никто не обращал внимания.

Про анатолийские "корни" крито-минойской цивилизации.

Информация с "ветки" форума ЛАИ "Талассократия Крита и кочующие культуры древности": 

"Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Аналоги в Месопотамии имеют раннеминойская одежда, архитектура, резные печати, культовые образы, и многие другие особенности минойской культуры.
Характерные для минойской культуры культовые изображения быка и богини-«оранты» (с поднятыми руками) встречаются на востоке Анатолии уже в эпоху керамического неолита. В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появляются цилиндрические печати, позднее широко распространённые у минойцев, а в III тыс. до н. э. в Бейджесултане сооружают дворец, особенности архитектуры которого напоминают более поздние минойские дворцы.

Согласно одной из гипотез, носители минойской культуры являются потомками халафской культуры, продолжавшей традиции неолитических протогородов Анатолии, которые под натиском предков шумеров (убайдской культуры) мигрировали на Запад и позднее переселились на Крит. От халафской культуры унаследованы такие характерные элементы минойской культуры, как культовый топорик-лабрис или стеатитовые печати. За рамками данной гипотезы остаётся вопрос о возникновении у минойцев мореплавательных традиций, отсутствовавших у халафской культуры. Также прослеживается влияние соседней с халафской культуры Фикиртепе (культ богини-«оранты», орнамент, конструкция жилых зданий).

Есть генетические данные о родственности минойцев и анатолийцев (http://almisto.mirtesen.ru/blog/4307751 ... ropeytsami). Похоже, культура Крита это наследник таких неолитических культур, как Чатал Гуюк (8-6 тыс. до н.э.). Она унаследовала многие элементы культа, как

Священный Бык
Богиня Мать,
почитание змей

Видимо, оттуда Крит унаследовал символ топорика Лабриса, который встречается на фресках Чатал Гуюка. Возможно, оттуда же идёт "рогатая" стилистика архитектуры. Характерная особенность Кносского дворца - "бычьи рога", его визитная карточка.