Информация с "ветки" форума ЛАИ "Талассократия Крита и кочующие культуры древности":
"Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической
культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Аналоги в
Месопотамии имеют раннеминойская одежда, архитектура, резные печати,
культовые образы, и многие другие особенности минойской культуры.
Характерные
для минойской культуры культовые изображения быка и богини-«оранты» (с
поднятыми руками) встречаются на востоке Анатолии уже в эпоху
керамического неолита. В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появляются
цилиндрические печати, позднее широко распространённые у минойцев, а в
III тыс. до н. э. в Бейджесултане сооружают дворец, особенности
архитектуры которого напоминают более поздние минойские дворцы.
Согласно одной из гипотез, носители минойской культуры являются потомками халафской культуры, продолжавшей традиции неолитических протогородов Анатолии, которые под натиском предков шумеров (убайдской культуры) мигрировали на Запад и позднее переселились на Крит. От халафской культуры унаследованы такие характерные элементы минойской культуры, как культовый топорик-лабрис или стеатитовые печати. За рамками данной гипотезы остаётся вопрос о возникновении у минойцев мореплавательных традиций, отсутствовавших у халафской культуры. Также прослеживается влияние соседней с халафской культуры Фикиртепе (культ богини-«оранты», орнамент, конструкция жилых зданий).
Есть генетические данные о родственности минойцев и анатолийцев (http://almisto.mirtesen.ru/blog/4307751 ... ropeytsami). Похоже, культура Крита это наследник таких неолитических культур, как
Чатал Гуюк (8-6 тыс. до н.э.). Она унаследовала многие элементы культа,
как
Священный Бык
Богиня Мать,
почитание змей
Видимо, оттуда Крит унаследовал символ топорика Лабриса, который встречается на фресках Чатал Гуюка. Возможно, оттуда же идёт "рогатая" стилистика архитектуры. Характерная особенность Кносского дворца - "бычьи рога", его визитная карточка.
Дворцы Крита также напоминают поселения Чатал Гуюка. Это не отдельные храмы, не дворцы, а целый муравейник, где нет чёткого административного деления.
Теренс Маккенна в своей «Пище Богов» пишет, что в Чатал-Хююке "последовала катастрофическая серия пожаров на слоях V и VIa около 6500 года до н. э., и город был покинут, из чего стало ясно, что эпоха незащищённых городов, эпоха партнёрства кончается. С этих пор социальные учреждения, основанные на партнёрстве, и старая религия Богини-Матери на Ближнем Востоке становятся свидетелями постепенного разрушения и распада. Жители Чатал-Хююка, бежавшие после его падения, рассеялись по разным местам. Некоторые из них осели на острове Крит".
(Хотя, возможно, опустение Чатал-Хююка связано с похолоданием ок. 6200 года до н. э., которое продолжалось от 200 до 400 лет.)
Очевидно, такая же "культура партнёрства" в своё время имела место быть и в долине реки Инд у носителей культуры Хараппы и Мохенджо Даро, так как у них была похожая архитектура застройки, и там были многоэтажные дворцы и водопровод, как и на Крите.
Мохенджо-Даро. Реконструкция |
Между протоиндийской цивилизацией и Критом были, судя по всему, торговые отношения: "В верхних слоях Хараппы были найдены фаянсовые бусы, спектральный анализ которых установил их тождественность бусам из Кносса на острове Крит (XVI в. до н. о.). На основавши этого последний период в истории Хараппы также можно датировать XVI в. до н. э." (История Индии (Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г.))
"Как было установлено методами масс-спектрометрии, ещё во второй половине II тыс. до н.э. золото горных племён Центральной Азии попадало в города Индской цивилизации, оттуда — по морю — в Месопотамию. Месторождения небесно-голубого лазурита в Египте нет, но он встречается в гробницах. В Древнем Египте лазурит был известен как камень богов, и ценился наравне с золотом, считаясь священным камнем жрецов и фараонов. Судя по всему, он поступал из горных районов Афганистана, что возможно при посредничестве протоиндийцев".
Любопытно и такое совпадение: "Кроме Лотхала известен также легендарный город Дварака, который был смыт цунами в 16 веке до н.э. В Пуранах описывается город Дварака (Дваравати), который «посреди моря был построен очень добротно: в нём были прямые дороги, широкие улицы и переулки, а также чудесные сады и парки, где росли… деревья желаний… В городе было также множество дворцов и ворот… Почти все дворцы были необыкновенной высоты. В каждом доме имелись погреба, где стояли большие золотые и серебряные сосуды для хранения зерна. В комнатах было много золотых сосудов с водой. Стены спален были инкрустированы самоцветами, а полы выложены мозаикой из драгоценного камня мараката». Интересная особенность этого города «что Кришна повелел всем жителям Двараки носить с собой печати" (Махабхарата), то есть паспорта".
Точно такой же порядок царил на Крите: "У каждого минойца при себе была печать-паспорт. Она выглядела как небольшой кружок с рисунком (точками) и крепилась к руке ниткой, как браслет. Ни на одной печати рисунок не повторялся" (http://www.istorya.ru/referat/referat2/21658.php).
Интересно, что храмовые комплексы в Саккаре с первыми пирамидами в Древнем Египте,
судя по всему, также были сложными общественно-административными
"посёлками", напоминающими Чатал Гуюк и храмовые комплексы с зиккуратами
в Уре.
Между прочим, археологи очень условно называют некоторые
дома в Чатал Гуюке "храмами", которые отнюдь не отделены от всего жилого
комплекса. Возможно, из за этой традиции отдельных храмов
не находят и на Крите. Видимо, это был жилищно-культурный комплекс, в
котором разные его части выполняли разные функции, как в своеобразном
человеческом муравейнике. Возможно, были "молельные", церемониальные
комнаты этого комплекса. Но не было отдельных храмов, посвящённых
отдельным богам. Судя по всему, основу "религиозного уклада", если так
можно сказать, составлял мировоззренческий шаманизм (по ценному
замечанию Марка Пулия), на что отчетливо указывает прямо маниакальная идея Лабриса-Бабочки, Души-Психеи в изобразительной культуре.
Видимо, в культуре Крита не было раболепного поклонения верховным-богам как Осирис Зевс. Зато,
огромное внимание уделялось идее метемпсихозу, реинкарнации. Символизм Бабочки предполагает не
только реинкарнацию, но и странствие по Земле - она летит туда, куда
хочет, что видимо и изображено на фреске "Бабочка и Корабль". Это может быть символом кочующей культуры, и возможно минойцы Крита
очень ценили свою культуру свободных людей, культуру с древними корнями. Такое
мировоззрение возможно было связано с образом жизни свободных
ремесленников и торговцев, как это было в своё время и в обществе Чатал
Гуюка".
Комментариев нет:
Отправить комментарий