31 мая 2023

Дольменоподобное.

«Памятник No9» из Чалкацинго, Мексика, культура ольмеков, 800-400 гг. до н.э.


«Памятник No9»? найденный в мексиканском штате Морелос, изображает  существо, которое часто появляется в иконографии ольмеков. Рельефная скульптура высотой 1,8 м. и шириной 1,5 м. и весом около тонны представляет чудовище с открытой пастью в форме креста, который также является традиционным элементом ольмекской культуры, в дополнение к глазам ягуара. Эксперты говорят, что открытые челюсти фигуры символизируют врата в подземный мир, а три полосы вокруг рта представляют собой вход в пещеру. С четырёх сторон его окаймляют растения агавы [1]. Возможно, распахнутый рот монстра служил проходом в святилище. Источник.

Это чудовище ольмекской культуры напомнило мне фото пастушка с его овцами в бывшей древнеримской священной роще (Италия, 1952 г.).

Говорят, что этот грот «Врата Преисподней» был спроектирован архитектором Пирро Лигорио по рисунку Б. Амманати. Википедия сообщает, что "в своём проекте он отразил впечатления от раскопок на древнеримской вилле Адриана, расположенной поблизости". Он был археологом и автором огромного сочинения по истории искусства от античности до эпохи римского маньеризма — подлинной энциклопедии с множеством гравюр. Вполне возможно, что здесь мы имеем дело с этрусским наследием, воплотившимся в творчестве гения эпохи Возрождения.

Жаль, Карла Юнга больше нет в живых, а то я предложил бы ему много подобных иллюстраций для его работ об архетипах коллективного бессознательного. 

----------------------------------------------------------------------------------

[1] По всей видимости, агава мексиканская представляет собой местный аналог сомы. Сок агавы употребляют в пищу. Без консервации сок быстро начинает бродить: из сока агавы тёмно-зелёной (Agave atrovirens) и других готовят алкогольный напиток пульке и уксус, а из сердцевины агавы производят крепкие алкогольные напитки — текила и мескаль.

Рыбачка эпохи неолита.

В 1939 году рядом с деревней Барум, в южной провинции Скания, Швеция, фермеры копали яму для добычи гравия и наткнулись на череп. Они же вызвали полицию, а уже те — археологов.

Погребённые останки явным образом указывали, что труп посадили в яму, прижав его колени к груди, рядом с ним лежал целый наконечник дротика-гарпуна и ещё несколько фрагментов от таких же наконечников. По угловатым чертам, мощной челюсти, форме затылка и глазниц череп был определён как мужской. Плюс инвентарь указывал, что это был с высокой вероятностью рыбак или охотник. С 1943 года скелет был выставлен в Шведском национальном историческом музее под названием «Рыбак из Барума».

Однако в 1970 году при повторном изучении скелета по тазовым костям неожиданно выяснилось, что это была женщина, причём многократно рожавшая — от 10 до 12 раз. Вот так наш «рыбак» неожиданно превратился в многодетную мать.

В 1996 году останки женщины подверглись междисциплинарному исследованию. Выяснили её возраст на момент смерти — 35-40 лет. Уточнили датировку погребения с помощью РУ-анализа — период 7010–6540 гг. до н.э. Рост нашей «рыбачки» оказался всего ок. 150 см. Анализ изотопов указал, что её рацион составляла в основном растительная пища, а само захоронение произошло весной (определили по пыльце растений, найденной на костях).

Была так же проведена реконструкция внешности по черепу, и теперь спустя почти 9000 лет мы можем заглянуть ей в лицо. Источник.

 

Эта рыбачка эпохи неолита разбивает сразу несколько лживых нарративов.

Очень часто первобытных людей изображают мясоедами, а тут оказывается, что её рацион составляла в основном растительная пища.

Соответственно типу питания, мужчин представляют охотниками на мамонтов, а женщин - кухарками, сидящими дома в ожидании куска мяса. На деле картина выглядит совершенно иной: женщина сама, собственными руками, добывает себе пропитание рыбной ловлей.

Не секрет, что многие учёные занимаются "подгонкой" исторических артефактов под патриархальную концепцию, - вот и нашу рыбачку они поначалу "подогнали" под "рыбака".

Дольмены: информация к размышлению (8).

А если взглянуть на дольмены с антропологической точки зрения?

"Дольме́ны (от брет. taol maen — каменный стол) — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней). Основной функцией для дольменов всех типов является погребальная, что подтверждено археологическими исследованиями" (Источник).

То есть дольмен — это памятник

Память — то, что отличает человека от животного. У животных нет памяти, и, поэтому, они не заморачиваются строительством памятников, для того чтобы "увековечить" своих умерших собратьев.

Но не все памятники одинаковые; памятники памятникам — рознь. Дольмен — это всем памятникам памятник, памятник на многие тысячелетия. Почти как египетские пирамиды, про которые говорят: "всё на свете боится времени, но само время боится пирамид".

То есть, строителей дольменов можно рассматривать ещё и как борцов с царящей в мире энтропией. Всё в мире подвержено тлению и разложению, но только не дольмены. 

Дольмен урочища Адигналово

Как они контрастируют с нашими русскими надгробными памятниками! Придёшь на какое-нибудь сельское кладбище, и не найдёшь там ни одного памятника XIX века... 


И невольно вспоминается песенка:

Вот умру я, умру я,
Похоронят меня.
И никто не узнает,
Где могилка моя.

И никто не узнает,
И никто не придёт.
Только раннею весною
Соловей запоёт.  

Получается, что на шкале "человечности" строители дольменов располагаются выше, чем современные люди.