21 ноября 2023

Интересная фолк-хистори про два Китая.

Иероглиф, обозначающий “фамилию”, - СИН (рис. 1). С правой стороны у нас есть иероглиф, обозначающий ”рождение". С левой стороны иероглиф, обозначающий “женщина”. Смысл в том, что женщина даёт ребёнку семейное (=родовое) имя.

Рис. 1. Иероглиф "фамилия"

Как объясняют этимологи, это происходит из тех времён, когда Китай был матриархальным родовым обществом и детей называли по роду их матерей. Примечательно, что двадцать процентов китайских фамилий сегодня всё ещё имеют женский корень [1], а это означает, что если мы проследим их семейную линию достаточно далеко назад, то увидим переход к матриархальным родословиям [2].

В статье "Matriarchal China and Its Downfall" говорится о древней войне между двумя формами земледелия. Архаичное подсечно-огневое земледелие предполагало постоянные миграции матриархальных земледельцев. Это было несовместимо с патриархальным сельским хозяйством, которое предполагало осёдлое население с системой водоканалов для поливного земледелия. Патриархальные земледельцы были небольшой, сплочённой и однородной группой "государственников", в отличие от матриархальных "анархистов", которые представляли буквально сотни языков и культур. Автор условно именует матриархальных земледельцев "даосами", а патриархальных - "конфуцианцами". Первые культивировали коммунальные формы собственности, у вторых появилась частная совственность. 

Матриархаты контролировали обширную территорию джунглей вдоль прибрежной равнины, которая была непригодна для патриархального земледелия. Патриархаты правили на возвышенностях, где их опыт в ирригации для обеспечения почвы водой и питательными веществами был наиболее эффективным. Но взгляд на современную карту Китая не объясняет всей истории. Потому что карта Китая сегодняшняя резко отличается от карты Китая всего несколько тысяч лет назад.

Ну и затем автор статьи рисует совершенно фантастическую картину, как патриархальные земледельцы якобы совершили "крупнейшее массовое убийство в истории планеты" путём отвода девяти крупнейших рек Китая в
густонаселённую область матриархальных кланов. "Таким образом, в течение нескольких дней невообразимого хаоса доминирующие матриархальные кланы древнего Китая были сметены в море, и баланс сил перешёл к патриархальным кланам. И так закончилась власть матриархальных кланов Китая". 

Это, конечно, знакомая всем нам фолк-хистори. Начало было хорошее, а конец - дурной. 

Впрочем, у автора статьи местами складно получается. Он говорит, что на месте Восточно-Китайского моря в позднем плейстоцене была суша, а остров Тайвань представлял собой группу гор, возвышающихся над широкой равниной.


Известно, что племена аборигенов Тайваня вплоть до Нового времени придерживались матриархата. Автор статьи полагает, что это были "последние из могикан" матриархальных земледельцев Китая.

По-моему, эта фолк-хистори представляет собой попытку объяснения "политики двух Китаев" как противостояния патриархального (континентального) и матриархального (островного) Китаев.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Early China, 1983, p.341.

[2] Kwang-Chih Chang, 1968, p.163. A male was known by the name of his town or his SHIH, but a female was known by the name of her clan (during the Shang).

О женском шаманизме.

"Выжимки" из статьи "Женское шаманство в Арктике: самое древнее?"

Реконструкция одеяния шамана (женщины). 7–6,5 тыс.лет до н.э. Германия

Василий Филиппович Трощанский, автор книги «Эволюция чёрной веры (шаманства) у якутов», считал, что
женское шаманство древнее мужского: «Женщины более склонны к неврозам, они первые должны были начать шаманить». Трощанский выдвинул гипотезу перехода от женского к мужскому шаманству через кузнечное ремесло: 

«По мере того, как шаманки стали употреблять во время камлания особые костюмы, которые обвешиваются различными металлическими изображениями, побрякушками и цепями, звание кузнеца становилось всё более значительным, ответственным и даже опасным, так как приготовление изображений разных абасыларов тем самым ставило кузнецов в известные отношения к ним, связывая судьбу кузнеца с судьбой шаманки. Таким образом, получилась некоторая общность между кузнецами и шаманками, а затем произошло слияние кузнечного ремесла с шаманским искусством».

О древности разделения шаманства на мужское и женское, по его мнению, говорит и лингвистический анализ шаманской терминологии: для обозначения шаманов и шаманок в большинстве сибирских традиций существуют разные термины. В алтайской языковой семье – это «оюн» для мужчин и «удаган» для женщин. «…В то время как у якутов, монголов, бурят, тунгусов, алтайцев шаманки носят общее имя, шаманы в своих названиях отличаются, и мы должны заключить, что во время расселения этих племён у них были шаманки, но не было шаманов». Автор доказывает связь женщин с шаманизмом, проводя лексические параллели с шаманством других тюркоязычных народов: «По словам Г. Потанина, киргизский шаман (баксы) …а в якутском языке баксы значит хозяйка дома... Следовательно, и тут мы видим связь между домохозяйкой и шаманством».

Другим доказательством гипотезы В.Ф. Трощанский считает существование шаманского травестизма: «Что чёрные шаманы ведут своё начало действительно от шаманок, явствует из того, что у шамана на переднике бывают нашиты два железные круга, изображающие груди, что они расчёсывают волосы на две стороны, заплетают их в косы, как женщины, а перед камланием распускают. У колымских якутов шаман в маловажных случаях берёт верхнюю одежду у девушки и в ней шаманит».

Возвращаясь вновь к неврозам, можно здесь привести цитату из статьи Н. А. Виташевского «Из области первобытного психоневроза»:

«У якутов мужчины редко мэнэрячат, старухи же почти поголовно. Эмеряченье на северо-востоке Сибири распространено почти исключительно среди одних женщин». «Дьявол (абасы) вселяется в меня и давит, большой дьявол», - так объясняла якутка-эмирячка причину своих припадков. Окружающие верили, что она во время своих приступов, «когда в неё вселяется дьявол», может предсказывать будущее».