06 октября 2021

Этруски - "последние из могикан" Старой Европы.

На основании выводов последнего археогеномного исследования этрусков надо поставить жирный "крест" на всех древних и современных теориях об их исторической миграции из Эгеиды или Анатолии.

Впрочем, анатолийский след всё же имеется у этрусков. Я имею в виду гаплогруппу G, которая распространилась с Передней Азии по Европе в ходе доисторических, неолитических миграций. 

Однако, у этрусков имеется и след арийских (индоевропейских) степняков - R1b. В староэтрусский период на 5 случаев R1b целых 3 случая G, в позднеэтрусский период соотношение резко меняется: на 11 случаев R1b всего 2 случая G. Бросается в глаза беспрецедентно высокая, почти паритетная, пропорция анатолийских линий к степным в староэтрусский период. 

Когда женщины были демиургами.

До появления гончарного круга посуду из глины лепила женщина. Об этом говорилось в записи "В начале было тесто...". 

Лепка кувшина ленточным способом

"Женщина, создающая формы вещей, уподоблялась, в соответствии с мифологией Двуречья, богиням-матерям, лепящим людей из глины, причём лепка эта сближалась по смыслу с рождением женщиной ребёнка. Эпоха, когда изготовление сосудов было исключительно делом женщин, совпала у древних земледельцев с периодом преобладания женщин в той части обрядовой жизни, которая была связана с представлениями о плодородии, благе общины"  (Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1984. с.126).

Пережитки матриархата в племени тода.

Л. В. Шапошникова в племени тода. 1964 год

Л. В. Шапошникова в своей монографии "Тайна племени Голубых гор" (М: Наука, 1969) пишет о тода, у которых ещё сохранились пережитки матриархата. 

"Тода Нилгири известны развитым культом буйволов. Тода - пастушеский народ. Они верят, что буйволы созданы для них, как единственный источник пищи и всего остального. Буйволы считаются священными животными, потому что составляют богатство тода. Тода - вегетарианцы. Зерно, овощи и молоко - их основное питание. Ссоры и споры разрешаются на совете племени. Тода - весёлые, добрые и мягкосердечные. Каждый род тода имеет храм, который используется для молитв, а также как ферма для дойки священных буйволиц. В каждом стаде есть главная буйволица, на которую вешают священный колокол во время периодических кочёвок на другие пастбища. Она священна. Титул этой буйволицы наследственный. Земля, на которой живут тода, была создана богиней Тейкирши. Богиня Тайкирши - божество тода. Ей молятся, чтобы она защитила тода во всех случаях жизни и в ином мире. В племени есть две фратрии: Тартарол и Тейвелиол. Существует десять родов вТартарол и четыре в Тейвелиол. Фратрии были образованы потому, что члены Тейвели становятся жрецами для Тартар, а члены Тартар не могут быть жрецами в Тейвели. А в остальном они равны между собой. Члены одной фратрии с энтузиазмом участвуют в погребальной церемонии другой фратрии. Тода сжигают мёртвых и приносят в жертву буйволов во время погребальной церемонии. Они считают, что буйволы, принесённые в жертву, будут использованы мёртвыми в другом мире. Деревни тода называются "манд". Тода выше среднего роста, хорошо сложены, у них длинные носы, правильные черты и красивые зубы. Путухкули - единственная одежда, которую носят и мужчины, и женщины. Их жилища напоминают разрезанные пополам огромные бочки, срезом поставленные на землю. Окон в хижине нет, и только в передней стене прорезан ход. Войти в хижину нельзя. В неё вползают на коленях".

Матрилинейное римское общество в догородской период (2).

(В продолжение записи Матрилинейное римское общество в догородской период)

Мирослава Миркович (Miroslava Mirković) в монографии "Рея Сильвия и семь римских царей" (Rea Silvia and seven Roman kings. Kinship and power in early Rome) пишет:

"Особенность социальной системы и семейной структуры во времена семи царей в Риме представляет собой отсутствие отца и его власти в семейной группе. У первого римского царя Ромула не было отца. Отцы других римских царей также были неизвестны, за исключением Тарквиния Приска, который представляет собой особый случай: его отец был греческого происхождения. В раннем Риме система родства была основана на материнской группе. Матрилинейность доказана для первого римского царя - Ромул был сыном царской дочери Реи Сильвии - и следы родства по женской линии можно обнаружить в некоторых других историях о передаче власти от одного правителя к другому. Нет никаких доказательств существования патриархального принципа и отцовской преемственности как института в Риме до периода Республики, то есть до 510 года до н.э.