|
Л. В. Шапошникова в племени тода. 1964 год
|
Л. В. Шапошникова в своей монографии "Тайна племени Голубых гор" (М: Наука, 1969) пишет о тода, у которых ещё сохранились пережитки матриархата. "Тода Нилгири известны развитым культом буйволов. Тода - пастушеский народ. Они верят, что буйволы созданы для
них, как единственный источник пищи и всего остального. Буйволы
считаются священными животными, потому что составляют богатство тода.
Тода - вегетарианцы. Зерно, овощи и молоко - их основное питание. Ссоры и споры разрешаются на совете племени. Тода - весёлые, добрые и
мягкосердечные. Каждый род тода имеет храм, который используется для
молитв, а также как ферма для дойки священных буйволиц. В каждом стаде есть главная буйволица, на которую вешают
священный колокол во время периодических кочёвок на другие пастбища. Она
священна. Титул этой буйволицы наследственный. Земля, на которой живут
тода, была создана богиней Тейкирши. Богиня Тайкирши - божество тода. Ей
молятся, чтобы она защитила тода во всех случаях жизни и в ином мире. В племени есть две фратрии: Тартарол и
Тейвелиол. Существует десять родов вТартарол и четыре в Тейвелиол. Фратрии
были образованы потому, что члены Тейвели становятся жрецами для Тартар,
а члены Тартар не могут быть жрецами в Тейвели. А в остальном они равны
между собой. Члены одной фратрии с энтузиазмом участвуют в погребальной
церемонии другой фратрии. Тода сжигают мёртвых и приносят в жертву
буйволов во время погребальной церемонии. Они считают, что буйволы,
принесённые в жертву, будут использованы мёртвыми в другом мире. Деревни
тода называются "манд". Тода выше среднего роста, хорошо сложены, у них
длинные носы, правильные черты и красивые зубы. Путухкули -
единственная одежда, которую носят и мужчины, и женщины. Их жилища напоминают разрезанные пополам огромные бочки, срезом
поставленные на землю. Окон в хижине нет, и только в передней стене
прорезан ход. Войти в хижину
нельзя. В неё вползают на коленях".