Как говорит Мирослава Миркович (Miroslava Mirković) в монографии "Рея Сильвия и семь римских царей" (Rea Silvia and seven Roman kings. Kinship and power in early Rome), "римское общество в догородской период, как явствует из легенды об основании, в отличие от индоевропейцев, не было патриархальным. Оно отличается от структуры классического римского и греческого общества, которое несёт в себе типичную модель индоевропейской патриархальной семьи. В догородской социальной системе Рима не существовало классической семейной группы, состоящей из отца, матери и детей. Единственной надёжной группой родства была группа, основанная на кровном родстве с матерью. Первый римский царь был воспитан без авторитета отца. Ромул, как и другие римские цари, не имел отца. Первой идентифицируемой родственной и социальной связью Ромула была его связь с матерью Реей Сильвией, а затем с приёмной матерью Аккой Ларенцией, чьё имущество он унаследовал.
Акка Ларентия с Ромулом и Ремом. Статуя Якопо делла Кверча |
История о Ромуле и Реме раскрывает родственные отношения, которые не были типичны для классического римского общества. Главными действующими лицами в легенде о начале Рима являются мать Рея Сильвия, её дети Ромул и Рем, а также отец Нумитор, который появляется вместе со своим братом Амулием. Трагедия матери близнецов, царской дочери Реи Сильвии, заканчивается, как сообщали античные авторы, её смертью или заключением в тюрьму после рождения сыновей-близнецов. Подробностей о её исчезновении нет. Её судьба могла быть определена тем фактом, что она была провозглашена Вестальной Девой. Некоторые методы наказания, предписанные для весталок, нарушивших клятву, описанные в римской литературе, могут помочь объяснить её смерть. Её наказанием было погребение весталки-девственницы заживо в пещере. Это было задумано как убийство без крови. Даже если бы Рея пережила рождение детей,в существовавшей социальной системе, как она представлена в истории раннего Рима, не было отведено ей места как матери будущего царя. Любая связь между ней и её сыновьями была прервана после их разоблачения. Её дети должны были быть сброшены со скалы в реку Тибр, как stercus Vestalium. Главной фигурой в воспитании близнецов выступает их приёмная мать Лупа или Акка Ларенция, принадлежавшая к другой тотемной группе.
Отношения "мать - дети" были единственными определёнными родственными отношениями на примитивной стадии общественного развития. Матрилинейное происхождение представляло собой самую раннюю преемственность в римском обществе. При наследовании царской власти по женской линии род матери был более важен, чем даже сама мать. Как род, так и тотем передавались по женской линии. В начале своего существования римское общество, вероятно, было таким, в котором дочь оставалась в роду своего отца, а сын должен был присоединиться к роду своей женщины. Решающей фигурой в линии наследования был отец матери или avus: наследование переходило к потомству дочери, в то время как дети сына принадлежали к клану его жены. Их родословная прослеживалась через их мать.
Историки римской летописной историографии, которая не восходит далее III века до н.э., не смогли распознать антропологическую ситуацию в прошлом, которая существенно отличалась от периода, в котором они жили. Тем не менее, в легенде всё ещё можно раскрыть социальную реальность с женщиной-матерью и храмовой проституткой в качестве центральных фигур в легендах о зарождении римского государства. Эта история не содержала воспоминаний о жене царя; не было сына, сменившего отца на посту царя, не было отца Ромула и Рема или последующих царей. Из этого следует, что индоевропейская семейная структура не существовала во времена семи царей. Дочь царя, Рея Сильвия, должна была оставаться в отцовском роду, в то время как сын царя исчез из истории, поскольку не имел значения для престолонаследия. Тем не менее, власть находилась в руках мужчины. Нумитор, как отец Реа Сильвии, был царём. Ему должны были наследовать внуки, рождённые его дочерью Реей. Позже только наличие отца могло квалифицировать человека как патриция. Это должно было произойти после установления Республики. Разумно предположить, что в период семи царей патрициев не существовало, потому что ни один из них не имел известного отца.
И здесь само собой напрашивается сравнение архаического, догородского римского общества с обществом этрусков. Мы же знаем, как историки римской летописной историографии удивлялись непривычно высокому положению женщины в Этрурии. Очевидно, римские историки не помнили свои собственные архаические "корни", так как у них самих в древности было всё то же самое. Только этруски почему-то сохранили древние порядки, а римляне пошли по пути нововведений и превратились в "иванов, не помнящих родста". В данном отношении, этруском можно условно назвать "старообрядцами", а римлян-патрициев - "никонианами" Лация.
Комментариев нет:
Отправить комментарий