25 сентября 2025

"Собрание живущих вместе".

В. Г. Богораз-Тан в своей монографии "Чукчи. Часть 1. Социальная организация" говорит, что "многие чукотские сказки начинаются с описания жизни одинокого человека, который не знает других людей и живёт в пустыне. Можно было бы сказать, что отдельный человек, живущий одиноко, является основной единицей чукотского общества".

В. Г. Богораз-Тан

Конечно, этот "отдельный человек, живущий одиноко", является мужчиной. Семейные узы у чукчей "не слишком крепкие", "взрослые сыновья покидают своих родителей и уходят искать счастья в отдалённые местности". При этом "в чукотской системе родства отцовская линия в значительной степени преобладает над материнской". Как видим, патриархат, по крайней мере у чукчей, не создаёт крепких больших семей и вообще не соответствует родовой жизни.

"Группа родственных семей обозначается термином varat (буквально: "собрание живущих вместе"). Чукотский varat отчасти можно рассматривать как зачаток рода. Однако varat крайне неустойчив, и число семей, "пребывающих вместе", меняется почти каждый год. Сверх того, если между двумя varat, обычно живущими по соседству, начинается ссора, то всегда находятся несколько семей, которые одинаково связаны как с той, так и с другой стороной. Ядром объединения является группа родных братьев, а также группа двоюродных братьев. Обе эти группы вместе называются "группа парней". Есть пословица: "Группа парней склонна к издевательству".

Я не согласен с Богоразом в том отношении, что он считает varat зачатком рода. На мой взгляд, varat — это зачаток орды. "Собрание живущих вместе" мужчин напоминает мне такие зековские понятия как "хаза" и "малина".

Dream, Sweet Dream.

Я говорю по-английски, но медленно и "с напрягом", хотя слушаю английские подкасты каждый день. Сегодня утром проснулся и вспомнил, что я говорил во сне по-английски легко и свободно, "без напряга".

Не скажу, чтобы это было для меня открытием, - нечто подобное я замечал и раньше. Например, секс в реальной жизни давался мне с большим "напрягом", однако при этом всегда мне снились эротические сны, где сексуальные отношения происходили легко и свободно, "как нож по маслу".

Если и существует где-то рай, то во сне. Там нет смерти (в смысле нет разделения на "живых" и "мёртвых", давно умершие в сновидениях присутствуют рядом с живыми); там нет страха, который отравляет всю жизнь, - страха перед смертью, страха перед бандитами всех мастей, страха перед государством, наказания которого, как правило, несоразмерны правонарушениям, за какой-нибудь сущий пустяк тебя могут посадить в тюрьму и даже лишить жизни. Кажется, во сне нет никаких табу, однако при этом я не припомню, чтобы кого-то когда-то убивал в сновидениях; там даже удар кулаком не удаётся сделать по-настоящему, - "размах бычиный, удар комариный". Ну и, самое главное, в сновидениях получается то, что никак не получается в реальной жизни. Уснуть бы, и больше никогда не проснуться... 

Между прочим, кошмары и "чушь всякая" мне никогда не снились.