13 июня 2022

О цветовом противопоставлении мужчин и женщин Чатал-Хююка.

"Археологи обнаружили, что древние жители Чатал-Хююка использовали в погребальном обряде и в росписи стен и полов домов красную и жёлтую охру, киноварь, а также азурит и малахит. Непосредственно на костях умерших учёные обнаружили только красные минеральные пигменты, причём, как правило, ими были окрашены черепа умерших. Непосредственно на скелетных останках (n = 36) они обнаружили только красную охру или киноварь, причём заметно чаще эти пигменты присутствовали на костях мужчин. Чаще всего, остатки минеральной краски фиксировались на черепах (n = 30). Археологи заметили, что синие и зелёные пигменты присутствовали только в погребениях женщин и молодых людей" (наверно, детей).

Из другого источника: "Исследование показывает, что красная охра, которая чаще всего использовалась в качестве красителя в Чатал-Хююке, присутствовала на останках взрослых независимо от их пола и на детях, а вот алая киноварь и красители сине-зелёных оттенков, соответственно, связаны были либо только с мужчинами, либо только с женщинами. Интересна также связь числа захоронений в том или ином здании с количеством последующих слоёв архитектурных росписей. «Это означает, что когда кого-то хоронили, одновременно расписывали стены дома», — утверждает Марко Милелла с кафедры физической антропологии Института судебной медицины Бернского университета в Швейцарии".

Да, это противопоставление "мужского" красного и "женского" сине-зелёного цвета заставляет задуматься...

С синим цветом связано потустороннее и божественное в позднейших крито-минойской и древнеегипетской культурах. Хотя, надо заметить, что синяя кожа не только у богини Исиды, но и у богини Кали.

Кали

С красным цветом — сложнее. Охру находят в погребениях эпохи верхнего палеолита. Но ещё больший интерес вызывают пещерные росписи того же палеолита, где быки-бизоны, как правило, представлены в красном цвете. Тут есть какая-то параллель с покойниками, лежащими под слоем красной охры.

О происхождении языка.

Теренс Маккенна в своём труде «Пища богов» высказал предположение о том, что человеческий язык появился и первоначально культивировался в женской среде. "Женщины-собирательницы в характерном для Архаичного равновесии охотников и собирателей подвергались гораздо большему давлению обстоятельств, требовавших развития языка, чем мужчины". Несколько витиевато сказано, но, в общем, понятно: глисту в жопе напрягать свои "извилины" мозга не надо, - пища сама непрерывным потоком движется по кишке; гориллообразному мужику тоже интеллект ни к чему, - как говорится, сила есть - ума не надо; а вот слабенькой женщине, чтобы выжить, надо думку думать по ночам. Тут можно привести парочку "перлов" из народной мудрости: "нужда ум острит (всему научит)" и "нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поёт". Если взять первобытное человеческое стадо, то кто более нуждался в доброкачественном пропитании — сильные мужчины или слабые женщины? Конечно, слабые. Вот они первые и запели свои песенки. То есть, заговорили.

"Язык вполне мог возникнуть как некая таинственная способность, которой обладали главным образом женщины, проводившие вместе большую часть времени своего бодрствования и обычно разговаривающие друг с другом. Женщин во все времена считали склонными к общности, к группе, в отличие от образа одинокого мужчины – романтизированной версии ведущего самца отряда приматов". Всё верно. Недаром говорят: если собрались вместе две бабы — это базар, а три — ярмарка (вариант: две бабы — толпа, три — народ).


 


О священных курах.

Как известно, у древних римлян были священные куры. По тому, как эти куры клюют зерно, авгуры (лат. augur, от avis птица, и кельт. gur муж) предсказывали и объясняли волю богов. Но особым почитанием куры пользовались у кельтов (галлов). "Судя по найденным останкам, в пищу они тогда не использовались: кости этих животных не сохранили следов разделки, их захоранивали целиком и с осторожностью, весьма напоминающей почести. Упоминание об этом можно найти и у Цезаря, который записал, что британцы считают поедание зайцев, кур и гусей противным «божественному закону». Наоми Сайкс связывает их с культом Эостры (Остары) — весеннего божества древних германцев, имя которого сохранилось в некоторых германских языках в названии праздника Пасхи (англ. Easter)" (Источник).

Любопытно сопоставить с этим нижеследующее сообщение:

"Без риса не было бы и кур, утверждают учёные. Именно когда люди начали расчищать леса и возделывать рис в пределах ареала красных джунглей в Юго-Восточной Азии, некоторые из диких предков кур спустились с деревьев, чтобы лакомиться зёрнами. Постепенно они превратились в домашних курочек.

Отчёт о проведенном исследовании опубликован на этой неделе в Proceedings of the National Academy of Sciences, сообщает Science.

Авторы исследования доказывают, что самые ранние домашние куры появились исторически недавно - всего от 3250 до 3650 лет назад. И они чётко указали место их одомашнивания: это рисоводческий регион в нынешнем центральном Таиланде.

Затем куры быстро распространились по Азии вместе с распространением культур риса и проса. В частности, на территории нынешнего Израиля птицеводство появилось около 2300 лет назад" (Источник).

Получается, что курица в глазах древних кельтов выглядела как "чудо-птица": все птицы летают, а эта не летает, все боятся человека, а эта не боится.  Ну и, кроме того, это - "культурная" птица, в отличие от диких.

И вот здесь возникает вопрос: а кто же "окультурил" этих птиц - мужчины или женщины? Вопрос отнюдь не праздный, ибо окультурить что-то способен лишь носитель культуры, "культуртрегер", - дикарь ничего окультурить не может, его самого прежде окультуривать надо.