15 декабря 2022

Вспышка "сверхновой" в Гёбекли-Тепе.

Немного информации по мегалитам Гёбекли-Тепе. Весь цимес ситуации в том, что там самые древние сооружения являются наиболее массивными, а потом, со временем, постройки мельчают и приходят в запустение. Это похоже на яркую вспышку "сверхновой" звезды, после чего происходит медленное остывание и угасание первоначального импульса.

На первом этапе постройки состояли из круглых сооружений. В центре этих больших помещений находились два гигантских Т-образных столба. Верхняя перекладина Т-образного столба была оставлена без рисунка, но тело Т-образного столба было вырезано так, чтобы напоминать человеческую форму. От вершины колонны тянулись руки, доходящие до бёдер колонны и заканчивающиеся пальцами. Вокруг талии столба - набедренная повязка из лисьей шкуры.

Деталь центрального Т-образного столба с изображением рук и набедренной повязки

Самые высокие из центральных колонн достигают около 20 футов, а самые тяжёлые - около 20 тонн. Вокруг центральных столбов по кругу расположены меньшие Т-образные столбы, которые встроены в стену сооружения. На меньших Т-образных столбах есть замысловатая резьба с изображением местных животных.

При датировке Клаус Шмидт обнаружил, что первая фаза строительства пришлась на период PPNA (дописьменный неолит А) - примерно с 9500 года до н.э. по 8800 год до н.э. Вторая фаза построек показала изменение отношения к месту на вершине холма. Это произошло в период PPNB (доочаговый неолит B), примерно с 8800 до н.э. по 8000 до н.э.. Строения стали прямоугольными, а не круглыми, и вместо двух центральных столбов стали возводить только один. Размеры зданий и самих столбов становились всё меньше. Каждые несколько десятилетий люди собирались вместе и закапывали сооружение, а затем возводили на его месте более компактную версию. В конце концов, между 8000 и 7500 годами до н.э. последнее сооружение было засыпано, а новое так и не было отстроено. Место было заброшено.

Образ царственной Афины у сарматов.


Как видим, сарматы почитали Афину как "свою" богиню. Она, типа, "нашенская", "свойская", а что греки почитают её - так это даже очень хорошо, это свидетельство того, что богиня являлась и им.

Но интересна сарматская тамга рядом с изображением Афины. Вот здесь эта тамга показана крупнее и яснее.


Птица сидит на трезубце, и над птицей — шестиконечная звезда. 

из керческого лапидария в Крыму. Источник картинки

В связи с этим возникают вопросы о происхождении украинского "трезубца". Очевидно, и хазары, и боспорские цари, и первые русские князья переняли символ "державности" от сарматов. И крайне любопытно, что этот символ на сарматской вещице находится рядом с Афиной. 

О чём поведали "куриные" ноги богини?

Птицеобразность богинь неолита особенно выразительна на нижеприведённом изображении.

Рельеф Берни (англ. Burney Relief), также известный как Королева/Царица Ночи (Queen of the Night) — терракотовый рельеф из Южной Месопотамии, датированный 1800—1750 гг. до н. э.

Хотя, в принципе, все "клювастые" богини Старой Европы — из того же разряда птицеобразных.

Фрагмент птицеголовой статуэтки со спиралью на макушке головы. Птичьи образы указывали на связь с миром духовным. Культура Винча.

О "корнях" крито-минойской культуры.

Глиняная фигура из Иерапетры (восточный Крит), неолитический период. Фото: Анджей Дзевановский.

Очень похожа эта фигура на "богинь" из Хаджилара. 

Статуэтки из Хаджилара в юго-западной Турции (ок. 5700 до н. э.)