Птицеобразность богинь неолита особенно выразительна на нижеприведённом изображении.
Рельеф Берни (англ. Burney Relief), также известный как Королева/Царица Ночи (Queen of the Night) — терракотовый рельеф из Южной Месопотамии, датированный 1800—1750 гг. до н. э.Хотя, в принципе, все "клювастые" богини Старой Европы — из того же разряда птицеобразных.
Фрагмент птицеголовой статуэтки со спиралью на макушке головы. Птичьи образы указывали на связь с миром духовным. Культура Винча.Да, кстати, здесь, как раз в тему, будет и "рептилоидность" неолитических богинь. Потому что рептилии, как и птицы, откладывают яйца. Рептилий оставим в покое, и сосредоточим наше внимание на птицах.
Насколько я знаю, куры несут яйца и без петухов. Обычно в курятнике держат одного петушка, чтоб он курочек "топтал". Однако сам процесс производства яиц не требует непосредственного участия самца.
Этот момент архиважен для матриархальной мифологии: Богиня творит "мировое яйцо" сама, как курица, без петуха.
Но, кроме того, здесь важен и другой "куриный" момент: Богиня, подобно птице, клюёт зёрна, а этими "зёрнами" являются люди. Чтобы снести одно яичко, "не простое, а золотое", курочка Ряба должна склевать много зёрнышек. Что мы, собственно, и наблюдаем на настенных росписях святилищ Чатал-Хююка.
Прорисовка настенного изображения из Чатал-Хююка |
Роспись сосуда из Чатал-Хююка. Реконструкция |
Голова как "зерно"... Очевидно, именно с этими представлениями связан культ черепов в том же Чатал-Хююке и повсюду на Ближнем Востоке. Особенно интересны черепа Натуфийской культуры, которая существовала на территории Леванта около 12500–9500 лет до н. э. Видно, что жившие в то время люди "возились" с черепами умерших соплеменников, отделяли их от тел, экскарнировали, обмазывали глиной и моделировали лица.
Люди как "зёрна", а Богиня как "курица"... Посмертная трансформация и новое рождение из птичьего яйца... Только уже не в форме "зерна", а в виде птицы...
Комментариев нет:
Отправить комментарий