А. Баркова говорит, что образу Дурги не менее пяти тысяч лет на сегодняшний день; он практически без изменений из архаической мифологии, из мифологии дравидской, переходит в шиваизм. По всей видимости, столько же лет и другому образу супруги Шивы, богине Кали.
|
Дурга |
|
Кали |
Кали – богиня синетелая, что говорит о её причастноси тайнам загробного мира. Её боятся и потому почитают, принося кровавые жертвы: в калькуттском
центральном храме богини, Калитхат, приносят в жертву живых козлят. Скажем ещё раз, что все жертвоприношения основаны на страхе перед неведомой Силой; человек себе представляется этаким червяком дождевым, по сравнению с которым неведомое Божество выглядит как грузовик на дороге; ну и человек бросает козлят под колёса этого грузовика; если бросить под колёса гекатомбу козлят или быков, то грузовик забуксует в этом кровавом мясиве, и до меня не доедет, - так, примерно, мыслят те, которые совершают жертвоприношения.
А. Баркова утверждает, что богиня Кали требует человеческих жертв.
Я, во-первых, совершенно не понимаю религиозного смысла человеческих жертвоприношений. В чём смысл аскезы, поста, инициатических практик, - я понимаю и могу описать "пользу" от этих практик, появление некоего "плюса", которого раньше не было. А в чём заключается "плюс" для меня, если я зарежу козлёнка? Я сам от этого нисколько не меняюсь, а если и меняюсь, то лишь в дурную сторону; говорят, у мужиков. работающих на скотобойнях, происходит расстройство психики.
Во-вторых, если верно утверждение А. Барковой о том, что современный образ Кали дошёл до нас практически без изменений из индо-хараппской цивилизации, то, опять же, совершенно непонятно, как же, при наличии такого кровавого культа, могли появиться "города с правильной планировкой улиц, города с мощёными мостовыми, с канавками для стока нечистот"? Мы не наблюдаем никаких массовых убийств в других центрах высокой культуры Бронзового века - ни на Крите, ни в Эгеиде, ни в Анатолии, ни у этрусков.
Далее А. Баркова вскользь касается темы высунутого языка. И хотя меня не удовлетворяет её трактовка, я, тем не менее, приведу её здесь:
"Высунутый язык – атрибут многих грозных форм богинь, восходящих к богине-матери. В Греции это Медуза Горгона, в Античности она изображается как женщина с крыльями и с высунутым языком. Высунутый язык в данном случае означает, так сказать, женскую притягательность, женскую сексуальность, причём гипертрофированную. Южнее (и тут, кстати, вполне возможно индийское влияние), в Индонезии, на острове Бали будет совершенно замечательная ведьма Рангда… то есть она не замечательная, она ужасная, она страшная, ей в жертву юноши проводят экстатические ритуалы, в ходе которых наносят себе весьма серьёзные раны (ну, о том, что юноши любят наносить себе раны, мы говорили, когда речь шла об инициации), так вот, в Музее Востока в Москве висит маска этой самой ведьмы Рангды: у неё такой хороший язык, не меньше метра длиной при размере маски где-то вдвое больше человеческой головы. В общем, основательный язык. И в некоторых других случаях высунутый язык нам тоже встречается у богинь гневных и при этом подчёркнуто связанных с женской силой".
Высунутый язык — это примерно как мистерия: об Элевсинских мистериях тоже много говорят и пишут, но всё "вокруг да около", а о самой сути таинства — ни слова, ни полслова. Так и здесь. А. Баркова рассказывает про "женскую притягательность", да только это всё не то. Какая, нах, привлекательность может быть у горгоны Медузы с высунутым языком?
|
Аттическая краснофигурная амфора. ок. 490 г. до н.э. Деталь сцены с Медузой, которая убегает от Персея. |