31 мая 2025

Изотопы стронция намекают на патриархат LBK (ЛЛК).

Так называемый "искусственный интеллект" ответил мне через браузер Google:

"Linearbandkeramik (LBK), ранняя неолитическая культура в Центральной Европе, интерпретируется как практикующая патрилокальную и патрилинейную системы родства. Это означает, что после заключения брака пара обычно проживала в семье мужа (патрилокально), а происхождение и наследование в основном отслеживались по мужской линии (патрилинейно)".

И на чём основано это заявление? На изотопах стронция. Эти изотопы содержатся в почве, откуда попадают в растения, на этой почве произрастающие,  а затем вместе с пищей – в организмы растительноядных животных, и накапливаются в их костях и зубах (пока эти зубы формируются). Количество данных изотопов в почве (и их процентное соотношение) зависит прежде всего от геологических особенностей местности. Такое же соотношение изотопов стронция должно быть и в зубах тех, кто поедает растения в данном районе и редко покидает его. А если соотношение изотопов иное – значит, исследуемое животное пришло сюда из других краёв. Короче говоря, данные о содержании изотопов стронция в зубах могут быть использованы для изучения миграций животных в «геологически неоднородных» ландшафтах.

В целом, женщины с «нелокальными» изотопами стронция испытывали большую мобильность в течение жизни, чем мужчины. А это значит, что девушки приходили издалека к мужчинам, а мужчины сидели дома. Налицо патрилокальный брак. Примерно так пишут в некоторых статьях.

В одной статье пишется, что "иберийские неандертальцы оказались мобильнее носителя мадленской культуры. На это указал анализ изотопного состава стронция" (Источник). Может быть, это указание на патрилокальные браки между неандертальскими самками и кроманьонскими мужчинами?

Это, конечно, шутка. Однако, изотопы — дело тонкое. Здесь необходимы кросскультурные исследования. А каковы изотопы у древнегреческих женщин, сидевших всю жизнь в гинекеях? У ирокезов? У минангкабау на западной Суматре? У берберов, и особенно у бушменов, у которых пропитание добывали в основном женщины, занимающиеся собирательством растительной пищи. Если изотопы везде подтвердят то, что нам и так известно, тогда придётся признать: да, против науки не попрёшь...

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (17)

Р. С. Васильевский в своей книге "По следам древних культур Хоккайдо" (Новосибирск, 1981) говорит, что японская археология началась с раскопок раковинной кучи Оомори в долине Канто на острове Хонсю. Раскопки эти были проведены в 1877 году американцем Эдуардом Морзе (или Эдвард Морс).

"Обнаруженные при раскопках вещи произвели большое впечатление на японскую общественность, так как по характеру и форме превосходно сделанные каменные наконечники копий и стрел, ножи и скребки, изящные глиняные сосуды Оомори не имели ничего общего с известными до сих пор в Японии находками.

Открытый археологический памятник, несомненно, был более ранним, чем уже известные айнские или средневековые японские поселения. Эдуард Морзе установил, что кучи раковин в Оомори оставили люди, жившие не менее трех тысяч лет назад. Он обратил внимание на изящные глиняные сосуды, украшенные веревочными оттисками. В своем отчете о раскопках Эдуард Морзе назвал этот узор «cord mark» — «веревочный штамп», что эквивалентно японскому «дзёмон» — узор, напоминающий витую веревку. Позже этот термин получил широкое распространение в археологической литературе. Так стала называться не только керамика, украшенная веревочным узором, дзёмон доки — керамика дзёмон, но и неолитические культуры Японии, для которых она характерна.

Полевые археологические раскопки, успешно начатые в Японии Эдуардом Морзе, в 1879 году продолжили молодые японские археологии Сасаки Тюдзиро и Хадзита Индзима. Они исследовали раковинную кучу Окадайри и обнаружили вещи, во многом аналогичные находкам в Оомори. Эти изделия тоже сопровождала керамика дзёмон. И тогда встал вопрос об этнической принадлежности обитателей открытых поселений. Кому принадлежали каменные орудия и глиняная посуда оставленные в насыпях раковин моллюсков? Кто они? Предки айнов или какой-то другой народ?

Эдуард Морзе попытался дать ответ на этот волнующий японцев вопрос. Но древнее поселение в Оомори преподнесло неожиданный сюрприз. Вместе с черепками глиняных сосудов и каменными орудиями здесь нашли человеческие кости. Причем они были расколоты так, как обычно разбивают кости животных, чтобы достать костный мозг. Это дало повод Эдуарду Морзе высказать мысль о том, что на стоянке в древности жили племена людоедов. А так как ни айны, ни собственно японцы никогда не были каннибалами, к тому жe материалы раскопок отличались от обычных айнских и японских вещей, он выдвинул гипотезу о принадлежности раковинных куч Оомори неизвестным доайнским племенам, назвав их протоайнами".