05 января 2023

Семья как "альфа" и "омега" рода человеческого.

Бронислав Малиновский говорит, что "семья - это единственный вид объединения, который человек перенял у животного. Однако в процессе перехода природа и структура этой единицы изменились кардинально, хотя форма и осталась удивительным образом неизменной. Объединение родителей и детей, постоянство материнской привязанности, отношение отца к ребёнку - всё это такие явления в человеческой культуре, удивительные параллели с которыми прослеживаются и в мире высших животных. Но по мере того как семья начинает регулироваться культурными механизмами, инстинкты, единственные её регуляторы у животных, трансформируются в нечто такое, что не существовало до человека: я имею в виду культурные связи социальной организации".

До этого пассажа Малиновский полемизирует с теми антропологами, которые напрямую "выводят" человеческое общество из обезьяньего стада. "Очень часто антропологи исходят из того, что человечество произошло от обезьян, живущих стаями, и что человек унаследовал от своих предков так называемый «стадный инстинкт». Эта гипотеза совершенно несовместима с принятой нами точкой зрения, что единственный исток общей социальности - это расширение семейных связей".

Здесь я полностью на стороне Малиновского. Какую социальную структуру ни возьми, все они, в идеале своём, позиционируют себя как большая Семья. Это, конечно, не значит, что мафиозный клан с "крёстным отцом" во главе представляет собой идеальное воплощение семейных принципов, но знаменательно уже и то, что мафиози не придумали ничего лучше, чем назваться "семьёй". И государство, с "отцом народа" во главе, в пропагандистских целях тоже именует себя "семьёй".

Семья является противоположностью стада и стаи. Самое ценное в семье — самоотверженная любовь матери (или отца), а стадо или стая руководствуются инстинктами. Если инстинктивное поведение — природно, натурально, естественно, то жизнь в семье всегда немного сверхъестественна. Этот сверхъестественный "налёт" на семейных отношениях называется культурным поведением. Человек чувствует себя исключительно уютно в семейных условиях, и поэтому на протяжении примерно 40 000 лет все человеческие формы общежития на Земле представляли собой различные виды "большой семьи". Приблизительно 5 000 лет назад появились первые государства, которые можно было бы назвать "супербольшими семьями", но, очевидно, тепло семейных отношений полностью улетучивается по мере расширения социума, так что он неизбежно начинает делиться на более мелкие "фракции" - сословия, классы, касты, культы, секты, партии, банды, цехи, гильдии и прочие "междусобойчики", где человек чувствует себя более уютно, "как в семье".

Против Фрейда.

"Фрейд показал, что между развитием детской сексуальности и возникновением перверсии в дальнейшей жизни человека существует глубокая связь. Если исходить из его теории, то в нестрогом обществе по типу тробрианского, не вмешивающемся в свободное развитие детской сексуальности, наличие перверсий должно сводиться к минимуму. Это положение полностью подтверждается на примере тробрианского общества", - говорит Б. Малиновский. 

Ну да, если допустить, что в деревнях Тробрианских островов "хижины любви" (букуматула) строят гомосеки-педерасты или педофилы, то тогда, конечно, в обществе тробрианцев не будет ни "голубых", ни "педиков", ибо все они попрятались от людских глаз в тех самых хижинах и занимаются там сексом. А там, где нет "хижин любви", они "засвечиваются" в обществе, ибо "тусуются" среди обычных людей и ищут в их среде сексуальных партнёров. Нельзя сказать, что в нестрогом обществе по типу тробрианского совсем нет перверсий, - просто там все перверсии локализованы и не "воняют" в обществе, ибо в том обществе есть своего рода "отдушины". Это чем-то напоминает древнеримские "сатурналии", так как идея одна и та же: надо хотя бы раз в году "ублажить" зверя-"минотавра", принести ему жертву, накормить его, ради мира и спокойствия в обществе. 

Я не могу "дать" зуб в качестве гарантии того, что эта моя "объяснялка" соответствует истине, - слишком мало мне известны обычаи тробрианского общества, чтобы выносить окончательный и бесповоротный вердикт. Но и "объяснялки" Б. Малиновского меня не устраивают. Я вижу, как он "подгоняет" обычаи тробрианцев под теорию З. Фрейда и, в общем, пишет свой труд "Секс и вытеснение в обществе дикарей" как приложение к этой теории. Не люблю, когда факты "притягивают за уши" к теории.

Игры — играми, но могут быть и дети!

Б. Малиновский в своей монографии "Секс и вытеснение в обществе дикарей" говорит, что про аборигенов Тробриановых островов, будто их мальчики и девочки начинают жить половой жизнью ещё до наступления пубертатного периода. Затем он рассказывает про т. наз. букуматула. Это название специальных домов, где живут группы мальчиков и девочек подросткового возраста. Цитирую: "Мальчик, достигнув половой зрелости, идёт в такой дом, которым управляет молодая вдова или молодой мужчина, где живут несколько подростков, от трёх до шести человек, и куда приходят их возлюбленные. Таким образом, подростки уходят из родительского дома, хотя, пока мальчик не женится, он всегда будет возвращаться домой, чтобы поесть, и будет работать на родителей. Девочка в редкие целомудренные ночи тоже может возвращаться домой".

Что-то как-то не верится мне. Помнится, мы, мальчишки, говорили в подростковом возрасте, "игры — играми, но могут быть и дети!" Если принять за чистую монету то, о чём говорит Б. Малиновский, тробрианские девочки подросткового возраста должны были беременеть и рожать детей ещё до того, как они выйдут замуж. Какой тогда смысл в брачных отношениях? Женщина и без брака рожает детей, а мужчина, вместо того чтобы жениться, может сходить в букуматула. Нет, что-то тут не так. Либо Б. Малиновский лжёт, как сивый мерин, либо, описывая букуматула, выдаёт желаемое за действительное, либо он чего-то недоговаривает, либо я чего-то не понимаю. Ладно бы ещё, если б у них там были матрилокальные браки, но сам Малиновский говорит, что браки у тробрианцев патрилокальные! И как же молодая жена потащит за собой своё дитя в дом мужа? Всем известно, какие большие проблемы в семейных отношениях возникают между отцами и приёмными детьми. И что же, тробрианцы такие тупые, что сами себе создают все эти проблемы?

В русскоязычном сегменте Интернета можно прочитать: "Тробриан — острова свободной любви", "Тробрианцы вступают в половые отношения в 6-летнем возрасте", "Свободная любовь, матриархат и "хижины любви" у жителей Тробрианских островов", и прочее в том же духе. Википедия сообщает: "В семь или восемь лет тробрианские дети начинают играть в эротические игры друг с другом и пытаются воспроизвести отношения взрослых друг к другу. Приблизительно через четыре или пять лет они начинают активно искать себе сексуальных партнёров". Но нигде не говорится о судьбе детей, рождённых в результате этих "эротических игр". Странно это, странно это... Тем более, что сам Б. Малиновский пишет далее: "Во всех человеческих обществах без исключения - как бы они ни различались знанием эмбриологии, способами ухаживания, сексуальными нравами - действует то, что можно назвать принципом легитимности. Я имею в виду то, что во всех человеческих обществах девушка должна выйти замуж прежде, чем забеременеет. Беременность и рождение ребёнка вне брака всегда воспринимаются как бесчестье. И так же обстоит дело в весьма вольных меланезийских сообществах, описанных в настоящей работе. Так обстоит дело во всех человеческих обществах, о которых нам хоть что-то известно. Нигде в антропологической литературе, насколько мне известно, не упоминается ни одно общество, где бы незаконнорожденные дети, т. е. дети незамужних женщин, получали те же социальные блага и тот же социальный статус, что и законнорожденные".

Зарисовки матрилинейного общества.

Из книги "Секс и вытеснение в обществе дикарей" Бронислава Малиновского:

Бронислав Малиновский среди аборигенов Тробрианских островов

"Опишем в нескольких словах жителей Тробрианских островов Северо-Восточной Новой Гвинеи (или Северо-Западной Меланезии), чья культура, наряду с нашей собственной, будет предметом нашего анализа.

Эти туземцы матрилинейны, т. е. их общественный строй предполагает счёт родства только по матери, и счёт происхождения и наследования ведётся по женской линии. Это значит, что мальчик или девочка принадлежат к семье, клану и общине матери: мальчик наследует титулы и социальное положение брата матери, и имущество переходит к ребёнку не от отца, а от дяди по матери или тёти по матери соответственно.

Все мужчины и женщины на Тробрианских островах со временем обзаводятся семьёй. На первый, поверхностный взгляд может показаться, что это в точности такой же брак, какой принят у нас. Однако в действительности он совершенно иной. Во-первых, муж не считается отцом детей в обычном для нас смысле; согласно представлениям туземцев, которым неведома идея физического отцовства, он не имеет никакого отношения к их рождению с физиологической точки зрения. Дети, по туземным поверьям, это крошечные духи, помещаемые в лоно матери, как правило, через посредство духа её покойной кровной родственницы. Муж должен защищать детей и заботиться о них, «принять их в свои объятия», когда они рождаются, но они - не «его» дети в том смысле, что он участвовал в их зачатии.

Таким образом, отец - это любимый, доброжелательный друг, но не признанный официально кровный родственник детей. Он - посторонний человек, пользующийся авторитетом благодаря личным отношениям с ребёнком, а не социальному положению в роду. Кровное родство, т. е. тождество материи, «та же плоть», связывает ребёнка только с матерью. Власть над детьми принадлежит брату матери. Согласно строгому табу, запрещающему любые дружеские отношения между братьями и сёстрами, он не может быть близок с матерью и, следовательно, с её семейством. Она признаёт его власть и склоняется перед ним, как простой человек склоняется перед вождём, но между ними не может быть нежных отношений. Её дети при этом - его единственные наследники и потомки, и он обладает над ними непосредственной властью. После его смерти его собственность переходит к ним, и в течение своей жизни он должен передать им все особые умения, которыми владеет, - танцы, песни, мифы, магию и ремёсла. Он также кормит сестру и её семью, большая часть того, что выращивается в его саду, идёт им. Итак, от отца дети ждут только любящей заботы и нежной дружбы. Брат их матери олицетворяет собой принцип дисциплины, авторитета и исполнительной власти в семье.