Из книги "Секс и вытеснение в обществе дикарей" Бронислава Малиновского:
Бронислав Малиновский среди аборигенов Тробрианских островов |
"Опишем в нескольких словах жителей Тробрианских островов Северо-Восточной Новой Гвинеи (или Северо-Западной Меланезии), чья культура, наряду с нашей собственной, будет предметом нашего анализа.
Эти туземцы матрилинейны, т. е. их общественный строй предполагает счёт родства только по матери, и счёт происхождения и наследования ведётся по женской линии. Это значит, что мальчик или девочка принадлежат к семье, клану и общине матери: мальчик наследует титулы и социальное положение брата матери, и имущество переходит к ребёнку не от отца, а от дяди по матери или тёти по матери соответственно.
Все мужчины и женщины на Тробрианских островах со временем обзаводятся семьёй. На первый, поверхностный взгляд может показаться, что это в точности такой же брак, какой принят у нас. Однако в действительности он совершенно иной. Во-первых, муж не считается отцом детей в обычном для нас смысле; согласно представлениям туземцев, которым неведома идея физического отцовства, он не имеет никакого отношения к их рождению с физиологической точки зрения. Дети, по туземным поверьям, это крошечные духи, помещаемые в лоно матери, как правило, через посредство духа её покойной кровной родственницы. Муж должен защищать детей и заботиться о них, «принять их в свои объятия», когда они рождаются, но они - не «его» дети в том смысле, что он участвовал в их зачатии.
Таким образом, отец - это любимый, доброжелательный друг, но не признанный официально кровный родственник детей. Он - посторонний человек, пользующийся авторитетом благодаря личным отношениям с ребёнком, а не социальному положению в роду. Кровное родство, т. е. тождество материи, «та же плоть», связывает ребёнка только с матерью. Власть над детьми принадлежит брату матери. Согласно строгому табу, запрещающему любые дружеские отношения между братьями и сёстрами, он не может быть близок с матерью и, следовательно, с её семейством. Она признаёт его власть и склоняется перед ним, как простой человек склоняется перед вождём, но между ними не может быть нежных отношений. Её дети при этом - его единственные наследники и потомки, и он обладает над ними непосредственной властью. После его смерти его собственность переходит к ним, и в течение своей жизни он должен передать им все особые умения, которыми владеет, - танцы, песни, мифы, магию и ремёсла. Он также кормит сестру и её семью, большая часть того, что выращивается в его саду, идёт им. Итак, от отца дети ждут только любящей заботы и нежной дружбы. Брат их матери олицетворяет собой принцип дисциплины, авторитета и исполнительной власти в семье.
Жена относится к мужу отнюдь не подобострастно. У неё есть своё имущество и своя собственная сфера влияния, частная и общественная. Дети никогда не видят, чтобы отец грубо обращался с матерью. В то же время отец только отчасти является кормильцем семьи и главным образом должен работать на своих сестёр, и мальчики знают, что, когда вырастут, должны будут в свою очередь работать на своих сестёр.
Во главе семьи нашего типа стоит властный, авторитарный муж и отец, пользующийся поддержкой общества. Также наше экономическое устройство отводит ему роль кормильца семьи, который может - по крайней мере, номинально - быть щедрым или скупым, на своё усмотрение. На Тробрианских островах, напротив, мать независима, а муж не имеет никакого отношения к зачатию детей, не является кормильцем семьи, не может оставить детям своё имущество и не имеет над ними власти в социальном смысле. Родственники же матери обладают большим влиянием, особенно её брат - кормилец семьи, чьё имущество сыновья наследует после его смерти. Таким образом, в этом отношении социальная жизнь и семья тробрианцев организованы совершенно иначе, чем в нашей культуре.
Для меланезийцев, как мы знаем, «отцовство» - исключительно социальная связь. Отчасти она определяется его долгом перед детьми жены; он должен «принять их в свои объятия» - мы уже цитировали эту фразу; должен нести их, если в походе мать устала, и должен помогать ей заботиться о них дома. Он обслуживает, моет их, и в меланезийском языке существует множество стандартных выражений, описывающих тяготы отцовства и сыновнюю благодарность. Типичный отец на Тробрианских островах - трудолюбивая, добросовестная нянька, и в этом он следует чувству долга, отражённому в социальной традиции. Тем не менее отец всегда искренне интересуется своими детьми, иногда даже страстно, и исполняет все свои обязанности усердно и с любовью.
«Матриархат» - право матери, ни в коем случае не означает власть жестоких, страшных мегер. Матери на Тробрианских островах холят и лелеют своих детей, играют с ними ласково, и это поведение поддерживается обычаями и этическими нормами. Также в соответствии с законом, обычаями и традициями, ребёнка и мать связывают более тесные узы, чем жену и мужа, чьи права подчинены правам ребёнка.
Если вернуться к роли отца, мы видим, что в нашем обществе, вне зависимости от национальности или общественного класса, отец по-прежнему имеет статус патриарха. Он - глава семьи и существенное звено рода, он также кормилец семьи. Будучи абсолютным правителем в семье, он может стать тираном, и в этом случае между ним и женой, между ним и детьми возникают всевозможные конфликты. Нет ни одной деревни, ни одного бедного квартала в современном городе, где бы не имели место случаи настоящей патриархальной жестокости. Отец - высшая карательная инстанция в бедных домах, в то время как мать выступает заступницей и часто терпит то же обращение, что и дети.
Роль меланезийского отца существенно отличается от роли европейского патриарха. Он не является главой семьи и её кормильцем, и дети не ведут от него своё происхождение. Это полностью меняет его юридические права и его личное отношение к жене. Мужчина с Тробрианских островов редко ссорится с женой, едва ли когда-либо пытается обойтись с ней грубо и никогда не может установить длительную тиранию. Даже сексуальное сожительство не считается по местному закону и обычаю обязанностью жены и исключительным правом мужа, как это принято в нашем обществе. Аборигены Тробрианских островов считают, в соответствии с традициями, что муж в долгу перед своей женой за сексуальные услуги, что он должен заслужить их и затем оплатить. Один из способов, собственно, главный способ, для него выполнить свой долг - заботиться о детях и показывать свою привязанность к ним. Дети никогда не видят свою мать в подчинённом положении или жалкой зависимости от мужа, даже если она - простолюдинка замужем за вождём. Отец никогда не бьёт детей; он не их кровный родственник, не их господин, не их благодетель. У него нет прав или привилегий".
---------------------------------------------------------------------
Здесь описано матрилинейное родовое общество. Роднёю считаются лишь родственники по материнской линии. Отец и вся его его родня не имеют никаких прав. У отца тоже есть свой — материнский — род, и он всю жизнь работает на свой род, заботится о своей маминьке и о своих сёстрах, а между делом помогает "окучивать" отпрысков своей жены. И почему это не может быть названо матриархатом на семейном уровне?!
Комментариев нет:
Отправить комментарий