08 мая 2022

Продолжая тему связей минойского Крита с древним Египтом.

О связях минойского Крита с древним Египтом я говорил неоднократно. Продолжу эту тему...

На египетских фресках времени знаменитой царицы Хатшепсут и Тутмоса III (первая половина XV в. до н. э.) представлены послы страны Кефтиу (так египтяне называли Крит) в типично минойской одежде (передниках и высоких полусапожках) и с характерными причёсками, несущие дары фараону: отрезы ткани, слитки характерной минойской формы, конусообразные ритоны и другие, скорее всего золотые, сосуды. 

Часть фрески из гробницы Рехмира

Но вот вопрос: в каком качестве
послы страны Кефтиу преподносят фараону эти дары? Можно ли их рассматривать как дань, которую критяне были обязаны привозить в Египет?

Да, фараона Тутмоса III можно назвать "Долгоруким" из-за того, что он всю свою жизнь воевал за пределами Египта, но всё же он был не настолько "долгоруким", чтобы дотянуться до Крита. Не было у египетских фараонов военно-морского флота.

Как сообщает Е. В. Хаецкая, "корабли древних египтян представляли из себя большущие четырёхугольные баржи, сделанные из коротких досок (материалом служила в основном Acacia tortilis, акация кручёная, в изобилии произраставшая в Нижнем Египте) с плоским дном, предназначенные прежде всего для плаваний по спокойному Нилу. Выход в море для них был рискованным приключением с совершенно неочевидными финалом. Никаких переходов ночью — перед закатом обязательно встать на стоянку. Плавания только ввиду берега, выход в открытое море считался безумно опасным и практиковался в исключительных случаях. При малейшем намёке на усиление ветра — причаливать и пережидать непогоду. В сезон штормов и без того ограниченное морское сообщение прекращалось. Корабли из акации, да ещё не имеющие ни киля ни шпангоутов, с корпусом оплетённым канатами для лучшей остойчивости и надёжности, годились только для неторопливых каботажных плаваний на минимальные расстояния. Поход на Кипр уже считался безумной авантюрой, а путешествие в гости к минойцам на Крит и вовсе предприятием самоубийственным".

Так что дары крито-минойцев были, скорее всего, делом добровольным. Таким образом торговцы с Крита заручались поддержкой местной египетской администрации. Подкупив государственных чиновников, они надеялись на их помощь и защиту в конфликтных ситуациях.

Гешефт как тип цивилизации.

Можно заметить такую закономерность: матриархат, как менталитет, культивировался в тех древних обществах, которые специализировались на экспортной торговле. Уже неолитическое общество Чатал-Хююка занималось изготовлением зеркал из обсидиана, очевидно, на продажу. 

Найденное на раскопках обсидиановое зеркало, © Официальный сайт

Крито-минойская и индо-хараппская цивилизации также занимались торговлей всякого рода "побрякушками". 

В этом отношении нельзя пройти мимо финикийцев, которые исстари промышляли добычей ракушек из семейства мурицид, иглянок, из которых добывался «тирский пурпур»; этот товар «Земли пурпура» расходился по всем царствам Древнего мира и мог считаться эквивалентом золота.

"Показательно скопидомство персидских царей — в 330 году до н.э. Александр Македонский посетил сокровищницу дворца царя Дария в сдавшемся великому завоевателю городе Сузы, где было обнаружено неимоверное количество отрезов пурпурных тканей (вероятно несколько тонн), причём покупались они на протяжении минимум двух столетий: за это время не вылиняли и не потеряли своего благородного цвета.