11 мая 2023

Клин клином вышибают, а безумие лечат безумием.

Ф. Ф. Зелинский говорит, что в античной Элладе и Анатолии, чтобы вылечить обезумевшего, прибегали к помощи корибантов, спутников Великой Матери богов Кибелы. Сами они, конечно, на зов не являлись; их заменяли «корибантствующие», смертные жрецы или священнослужители Великой Матери. Обступив связанного и осенённого покровом больного, они плясали вокруг него, сопровождая свою пляску оглушительной музыкой на кимвалах (медных тарелках) и тимпанах (тамбуринах). Эта дикая пляска должна была вызвать в больном искусственный экстаз, а затем, по охлаждении пыла, вместе с этим новым безумием его покидало и прежнее... так, по крайней мере, надеялись. 

А вот так лечили больные головы в конце XIX века.

Вибрационная терапия – средство для лечения головных болей в 1890-х

Как говорит Екклесиа́ст, "нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас".

Библиотека - храм Софии.

Ф. Ф. Зелинский высказывает, с какими трудностями он столкнулся, приступив к описанию эллинской Матери-Земли. Тут и Деметра, которая не совсем "вмещается" в этот образ, и местная богиня Рея, и анатолийская Матерь богов Кибела, и крито-минойская горная богиня львов, и какая-то богиня из пеласгического наследия.

О последней Ф. Ф. Зелинский замечает, что она "пользовалась культом в Греции; в Афинах, как и в Олимпии, ей были посвящены старинные храмы, Metroa, из коих афинский служил государственным архивом, и благочестивый Пиндар выстроил ей капище у своего дома, в котором он чествовал её вместе с божествами природы, Паном и нимфами".

Интересно. Государственный архив — в храме богини. По сути, библиотека под присмотром богини. Что это - случайность или "осколок" Традиции?

В поисках аналогов на ум прежде всего приходит библиотека Цельса в Эфесе.

The Library of Celsus in Ephesos.

Как мы знаем, в Эфесе находился знаменитый храм Артемиды Эфесской - одно из Семи чудес античного мира. И вот, "как бы случайно", там же располагалась вторая по величине библиотека Древнего Мира (после Александрийской библиотеки). По другим сведениям, это была третья по величине библиотека в греко-римском мире, уступающая только Александрии и Пергаму, в которой, как полагают, хранилось около 12 000 свитков.

Статуя Ареты, греческого олицетворения добродетели в Библиотеке Цельса
 
Статуя Эпистемы, греческого олицетворения знания в Библиотеке Цельса

Статуя Софии, олицетворение мудрости в библиотеке Цельса

К вопросу о Матери-Земле.

Ф. Ф. Зелинский приводит пару "нестыковок", которые свидетельствуют против отождествления Деметры с Матерью-Землёй.

"В мифе Земля выступает, скорее, как противница Деметры: это она производит, «угождая Аиду», тот волшебный нарцисс, обладание которым отдаёт Кору похитителю. Земледельческий же характер культа заставлял видеть в Деметре богиню хлебопашества, т. е. той человеческой деятельности, которая насиловала Мать-Землю, заставляя её против своей воли служить человеку своими дарами".

Да, для цветов, для того же нарцисса, Земля — богиня, потому что приходит весна и из земли появляются цветы, те же самые цветы, например полевые ромашки, какие росли в поле год назад. И нет никакой трагедии, потому что всё возвращается на круги своя. Нет печали о прошлогодних ромашках, потому что точь-в-точь такие же ромашки растут и ныне, и присно, и во веки веков. 

Земля не воскрешает людей так же, как она воскрешает цветы. Уже в древности не верили в воскрешающую силу Земли, и хоронили людей в каменных ящиках (дольменах) или в сосудах типа пифоса, чтобы тело умершего не соприкасалось с землёй. В Чатал-Хююке, насколько мы знаем, тела покойников выставляли на съедение грифам-стервятникам, - а ведь там была самая, что ни на есть, матриархальная религия, матриархальнее не бывает. И вот, мы видим, что не очень-то там доверялись земле.

Кажется, я уже стал несколько иначе рассматривать концепцию Ариэля Голана о "чёрном боге", находящемся в недрах Земли (см. начало моих размышлизмов в записи "Чёрный бог": анализ мифологемы). Ну, что-ж? Все реки рекут, и мои представления тоже меняются со временем.