У Ариэля Голана в его исследовании "Миф и символ" часто мелькает "чёрный бог". На протяжении всего труда он буквально "лепит" его из всевозможных осколков древней мифологии. Получается, как у Алёны Апиной: "Я его слепила из того, что было...".
Надо сказать, что я также уделяю много места этому "рогатому" персонажу древней мифологии. На сегодня (24.12.2022) в данном блоге имеется уже 45 записей по тэгу "бык". Причина сего интереса понятна: на мой взгляд, в неолитической мифологии бык играет примерно ту же роль, что Иисус Христос в христианской мифологии. Консорт Великой богини гораздо ближе к живым людям, чем сама богиня. Без него невозможна мистерия, и мы видим, что именно из головы быка "произрастает" лабрис. От пещерных росписей, через крито-минойские таврокатапсии и древнегреческие предания о лабиринте, вплоть до античного культа Митры, - везде мы видим "страдальца"-быка...
Я не принимаю концепт А. Голана о "чёрном боге", так как, по моему мнению, никакого "чёрного бога" в эпоху неолита не было. Была лишь Богиня и её быкоголовый консорт. Последнего, конечно, можно представить в чёрном свете, но надо понимать, что это "очернительство" исходит от нас, людей, выросших в авраамической традиции с присущим ей "сатанизмом". В христианстве сатана — полная противоположность Бога. "Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы" (1Ин.1:5). На это нужно обратить особое внимание: древние иудеи позиционировали себя почитателями света, а своих противников считали поклонниками князя тьмы. На этом разделении хороших "своих" и дурных "чужих" базируется внешняя агрессия: надо истребить дьяволопоклонников, ибо они неугодны нашему "светлому" богу. Ну и, попутно, как бы между делом, "прихватизировать" города и веси дьяволопоклонников, их детей и жён обратить в рабство, их скот отдать "светлым" жрецам, чтоб они его сожрали.
Ариэль Голан почти попадает в самое "яблочко", когда пишет:
"Дело в том, что Великая богиня не попала в столь трудные условия конкуренции, с какими столкнулся её партнёр. По неизвестным нам причинам в 3—2 тыс. до х. э. возвысились мужские божества. Если они могли быть в определённой мере снисходительными к Великой богине, превратив её из царицы в наложницу, то по отношению к Чёрному богу компромисс был невозможен".
Во-первых, нам доподлинно известны причины возвышения мужского божества. Это патриархальный переворот, произошедший одновнеменно с появлением государственности и царской "вертикали власти".
Во-вторых, не надо ставить телегу впереди лошади: "чёрным" консорт богини стал лишь после патриархального переворота, в результате его демонизации, а при матриархате, ещё раз повторю, никакого "Чёрного бога" не было.
Здесь надо понимать принципиальную разницу между матриархальным обществом и патриархальным государством. Матриархальная община живёт жизнью рода, а государство — это надродовая структура, которая первоначально и на протяжении довольно длительного времени паразитирует на родо-племенных обществах.
Отсюда становится понятным принципиальное различие между бычком-консортом при матриархате и "чёрным богом" (=дьяволом) при патриархате. Если мы с бычком ассоциируем мужскую часть общины, то понятно, что это свои, родные мужчины. Не то дело в государстве: государство, как "надстройка" над обществом, может быть иноплеменная (за примером не надо ходить далеко: в Древней Руси норманны были "государством", а славяне — обществом).
Крито-минойские игры с быком, таврокатапсии, намекают на то, что эти игры были подобны средневековой алхимии. Как алхимик, очищая металлы, сам при этом очищается (это хорошо показал Карл Юнг), так и древние акробаты, готовясь с состязаниям, постились, совершали священные омовения, и т. д. Я думаю, имелись и другие катарсические практики в матриархальных обществах. В целом, они были направлены на подавление мужской "дури", когда у них "дети в яйцах пищат", и мужики от этого становятся неуправляемыми и "бешеными". Как сбить "пену" с мужской энергии и направить её в безопасное для общества русло, - надо думать, это и было целью походов в лабиринт. Греки потом, после убийства Тесеем Минотавра, навешали быкоголовому богозверю всяких "мокрых дел", которых он не совершал. Всё было несколько иначе.
С другой стороны, для матриархальных обществ характерна, например, храмовая (или священная) проституция и некоторые другие подобные явления, которые, на первый взгляд, кажутся безнравственными, граничащими с сексуальной распущенностью. Все эти обычаи были хорошо известны Иоганну Бахофену, и он истолковал их как дошедшие до античности пережитки архаичного промискуитета, который он назвал "первобытным гетеризмом". На самом же деле, эти практики, по-своему, способствовали канализации той же мужской "дури". Мы видим, что на период сатурналий допускались сексуальные вольности, чтобы мужчины могли "перебеситься" и "тянуть лямку" семейно-общественной жизни в ожидании следующего праздника.
Кстати, об этих "праздниках дураков" в своё время писал Рене Генон. По его мнению, истинный смысл этих праздников заключается в том, чтобы "канализировать" животные влечения и сделать их, насколько это возможно, безопасными, дав им возможность проявиться лишь на краткое время и при строго определённых обстоятельствах, заключив их тем самым в тесные рамки, которых они не в силах переступить. В противном случае эти склонности, не получая минимального удовлетворения, могли бы вызвать своего рода взрыв, чьи последствия сказались бы на всей совокупности коллективного бытия, послужив причиной куда худшего беспорядка, чем тот, который допускается всего на несколько дней, специально отведённых для этой цели.
Возвращаясь снова к нашему "бычку", отметим ещё один немаловажный аспект метаморфоз "рогатого" консорта богини. Во время патриархального переворота сей мифологический персонаж претерпел "расщепление", подобное расщеплению атома, с высвобождением огромного количества энергии. Дело в том, что патриархальный "светлый" бог просто не мог свалиться с небес. Это так представляют себе лишь самые тупые и примитивные атеисты, - будто какие-то хитрые жрецы выдумывают богов, а все остальные люди им поклоняются. Нет, так не бывает, даже Путин не может объявить новый праздник и заставить народ праздновать. На самом деле, все патриархальные небесные боги грома и молнии произошли от "рогатого" консорта Великой богини, и это хорошо заметно по самым древним изображениям.
бог Адад шумеров |
Заняв место Великой богини, патриархальный бог, вылупившись из "куколки" рогатого консорта богини, обратил весь свой гнев на эту "куколку", которая стала ему ненавистной и напоминала ему о его прошлом. Скажем так: сатана появился в тот самый момент, когда "бычок" отделился от своей Матери и занял её место на небе. Сатана, или дьявол, стал "alter ego" самого "бычка". В этом разделении консорта богини на земной "низ" и небесный "верх" заключается то самое "расщепление", о котором мы говорили выше.
Пример такого "расщепления" мы видим в религии Древнего Египта. Как говорит Ариэль Голан, "Сет — одна из наиболее видных фигур религии Древнего Египта. В 3 тыс. до х. э. он почитался наряду с Гором. На протяжении 2 тыс. до х. э., когда боги неолитической религии превращались в "нечистых" демонов, в Египте складывалось отношение к Сету отрицательное, он становился чем-то вроде дьявола". Что самое интересное, при гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стала столица Египта Аварис.
Смотрите, что происходит. Матриархальное общество гомогенно, и "бычок" там находится в неразрывной связи с Великой богиней, как её возлюбленный сын. Мужчины данного общества находятся под такой же материнской опекой, как и "бычок". С ними "возятся", их исправляют и направляют на "путь истинный", и лишь самых отъявленных "бепредельщиков" изгоняют из общества. Патриархальное общество расколото на "власть имущих" и "подданных", оно не гомогенно и частенько состоит из двух различных этнических групп, как, например, спартиаты и илоты в Древней Греции. И при таком раскладе патриархальная религия со "светлым" богом и его "тёмным" противником очень востребована. Gott mit uns — говорят те, что находятся у кормила власти, а бог тех, кто против нас — дьявол. Ну, и устраивают ночные охоты на "дьяволопоклонников". Никто уже не "возится" с людьми, никто не наставляет их на "путь истинный", их просто истребляют как "слуг дьявола".
Собственно, с этого я и хотел начать, когда написал первый абзац про "чёрного бога", но пришлось написать целую статью, чтобы ясен был ход моих мыслей.
Резюмируя всё вышеизложенное, можно закончить последней фразой: "чёрный бог" как дьявол появляется при патриархальном перевороте, вместе с появлением государственности и царской власти; эта мифологема стала удобным инструментом для всякого рода репрессий. Опричнина Ивана Грозного — один из ярких примеров практического применения сей мифологемы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий