28 августа 2022

Маленькая эскимосская революция и большая русская революция.

Л. А. Файнберг в монографии "Общественный строй эскимосов и алеутов" сообщает (с. 131):

"У многих групп эскимосов Аляски и прилегающих островов, а также у центральных эскимосов был распространён обычай раздавать первую добычу молодого охотника или первую добычу в новом охотничьем сезоне как можно большему числу людей, желательно — всем членам общины охотника. Например, К. Расмуссен отмечает, что у эскимосов-нетсилик первую добычу юноши должно поесть как можно большее количество его односельчан, шкура также делится между максимальным числом людей. У медных эскимосов первого тюленя, добытого юношей, свежуют все женщины селения и каждая берёт себе по куску мяса. Мать охотника присутствует при этом, но она может взять себе лишь голову тюленя. Первая добыча юноши должна быть съедена всеми членами общины. В некоторых местах в Западной Гренландии первый морж или белый кит, добытый в новом охотничьем сезоне, весь делится между общинниками. В Восточной Гренландии первый большой бородатый тюлень, добытый в новом сезоне, по свидетельству Г. Холма, делится между всеми, и даже люди из других селений получают долю от него. У эскимосов-юналит на Аляске первый олень, тюлень, белый кит или другое крупное животное, убитое юношей, приносится в деревню и здесь один из стариков режет его и делит среди односельчан, не оставляя ни кусочка для молодого охотника. У эскимосов, живущих на берегу Аляски, напротив острова Диомида, юноша, впервые поймавший бородатого тюленя, должен раздать его целиком". 

"Все эти обычаи, - говорит Л. А. Файнберг, - представляют собой пережиток того времени, когда добыча не только первая, но любая принадлежала всей общине".

Если община представляла собой "большую семью", линидж, род, то здесь всё понятно, - в хороших семьях именно так и поступают. 

Тетишери

Реконструированное лицо древнеегипетской царицы Тетишери периода конца 17-й династии и начала 18-й династии (1540-е гг. до н. э.).

 

Тетишери была одним из лидеров фиванского национально-освободительного движения и активно участвовала в изгнании гиксосов из Египта. Тетишери была матерью царицы Яххотеп (1590—1530 до н. э.), которая сыграла важную консолидирующую роль при нашествии гиксосов и долго почиталась в народе. Впервые в Новом царстве женщина приняла на себя царский титул «Госпожа Двух земель», который позже носила её дочь Яхмос-Нефертари.

«Мудрость» - от матерей?

Лексема «мудрость» и её дериваты встречаются в письменных памятниках с XI в. Она образована от старославянского прилагательного «мѫдрый», восходящего к праславянскому *mǫdrъ, вследствие изменения у восточных славян носового ą в у (ср. ст.-сл. мѪдръ, польск. mǫdry<мудрый>).

Интересно, что это протославянское *mǫdrъ очень похоже на Middle English moder, from Old English modor, from Proto-Germanic *mōdēr.