21 февраля 2025

О вторичности патриархата.

А. Дугин говорит об Уральских горах, которые разделяют два пласта архаического доиндоевропейского матриархата в общем пространстве евразийского материка. 

Место народов уральской семьи в контексте примордиальных культурных кругов Евразии

Обе половины материка, "вероятно, в примордиальные эпохи представляли собой матриархальные цивилизации, где доминировал Логос Кибелы — палеоевропейскую на западе и палеоазиатскую на востоке. При этом палеоевропейская цивилизация была связана с европеоидным типом и сельским хозяйством, а палеоазиатская — с монголоидным типом и с практиками охоты, рыбной ловли и собирательства. Собственно патриархальную цивилизацию, Логос Турана мы фиксируем между этими полюсами — в Великой Степи, где располагается индоевропейская прародина. Отсюда патриархат распространяется вместе с носителями курганной культуры во всех направлениях, оказывая своё влияние и на запад (накладываясь на палеоевропейский матриархат), и на восток (накладываясь на палеоазиатский матриархат), оттесняя всё дальше к береговой зоне Евразии культуры Кибелы" (Цит. по: Индоевропейское наследие и следы Великой Матери. — М.: Академический проект, 2018. С. 549). Указывая на связь фигуры медведя с циклом Великой Матери и женским символизмом у дагестанских народов, А. Дугин говорит: "Эти предания напоминают медвежьи ритуалы палеоазиатов, которые, однако, географически завершаются там, где индоевропейские и в целом патриархальные влияния культуры Турана рассекают архаическую матриархальную культуру палеоазиатской Евразии, оттеснённую на самую периферию евразийского материка — в циркумполярные зоны северо-востока, в Северную Сибирь и тундру. Встретив — пусть отдалённые — аналоги этих ритуальных мотивов на Кавказе, среди народов, генетически восходящих к анатолийской культуре палеоевропейцев (хурритов), мы оказываемся свидетелями почти полностью стёртых следов единства цивилизации Великой Матери, объединявшей некогда в единый культурный крут все пространства Евразии, а также других примыкающих к ней континентов — прежде всего зону Северной Америки, сплочённую общим горизонтом («цивилизация Великого Ворона») с палеоазиатской протоцивилизацией Евразии" (С. 689).

Лучше и не скажешь о вторичности патриархата, о его паразитической сущности. Патриархат отнюдь не примордиален и не самодостаточен. Он возникает и распространяется лишь на питательной среде, созданной матриархальными цивилизациями. Сам он ничего не создаёт, а лишь потребляет и "переваривает" уже созданное до него. Энтелехия патриархата — государство — в своих изначальных формах представляет собой аппарат для сбора дани, и ничего более (см.: Полюдье).

Диск Небры — крышка от мельницы Сампо?

Новые данные «омолодили» диск из Небры на тысячу лет. Раньше его относили к унетицкой культуре Центральной Европы (ок. XVII века до н. э.). Теперь он считается кельтским артефактом VII века до н. э.

Диск из Небры.

Этот диск напоминает крышку от волшебной мельницы Сампо. Карело-финский эпос представляет Сампо как образ Вселенной в виде ручной мельницы, дающей любое количество пищи и драгоценностей.

А. Дугин предполагает здесь иранское влияние идеи хварено, «царского счастья». Образ Сампо в тексте самой «Калевалы» назван «сшитым ободом», то есть кругом, но именно так — в виде диска — и изображалось хварено. Вместе с тем, ручная мельница Сампо описана как имеющая крышку с изображениями звёзд и светил, вращающихся вокруг своей оси. Утрата крышки со звёздами означает в «Калевале» падение Мирового Древа на далёком севере, что символически связано с утратой вертикальной ориентации — ноологической катастрофой.

Кельтское влияние на финнов подтверждается карело-финским эпосом. В нём есть параллели между волшебным котлом кельтского бога Дагды, способным всех накормить, и мельницей-самомолкой Сампо из «Калевалы».