Психолог Уинтроп Келлог в 1931 году воспитывал своего сына вместе с шимпанзе,
как брата и сестру. И всерьёз хотел социализировать шимпанзе и научить
её говорить. Шимпанзе одевали, как младенца: сначала в пелёнки, а затем в
комбинезон. Её катали в коляске, усаживали на стульчик, она спала в
кроватке, и её целовали на ночь. Шимпанзе учили тем же вещам, которым любящие родители учили бы маленькую девочку.
Гуа развивалась гораздо быстрее, чем мальчик. Особенно
быстро развивалась в двигательных навыках - лазании и прыжках. Она
научилась есть ложкой, пить из стакана и открывать двери раньше своего
"сводного брата".
|
Шимпанзе быстрее человеческого ребёнка научилась есть ложкой. Но
человеческая речь ей так и не далась |
В
отчёте об этом эксперименте доктора Келлога и его жены было указано,
что животное может в значительной степени социализироваться путём
дрессировки и общения с людьми. Однако, учёный отметил, что "существуют определённые пределы степени гуманизации для
нечеловеческих видов. Независимо от количества социализирующих и
гуманизирующих воздействий".
Этот эксперимент напомнил мне про повесть "Собачье сердце" Михаила Булгакова, написанную им в 1925 году. Там доктор Преображенский хотел социализировать пса, но у него тоже ничего не получилось из этой затеи.
Я вижу два совершенно непреодолимых препятствия на пути "очеловечивания" животных.
1. Язык. И дело здесь не в гортани и не в голосовых связках, - в конце концов, есть ведь и язык глухонемых, можно ведь изъясняться и "на пальцах". Но любой язык — это набор символов, и у человека есть абстрактное мышление, мышление на уровне символов, а у обезьяны его нет. Человек понимает, что набор из двух символов "м" и "а" означает "мама", самое родное и близкое ему существо, а обезьяна этого не понимает, сколько ни показывай ей эти буквы.
Далее, из языка вытекает традиция (кстати, и сам язык является самой древней и самой мощной из всех традиций), традиция как форма передачи знания из поколения в поколение. Даже если допустить, что шимпанзе Гуа успешно социализовалась бы в семье учёного, то как без языка она смогла бы передать своим потомкам усвоенные ею знания и навыки? Всё это умерло бы вместе с нею.
2. Мораль. Одних знаний маловато. Это осознал академик Сахаров: люди создали атомное оружие, но без высоконравственного поведения это оружие угробит человечество. Психолог Уинтроп Келлог прервал свой эксперимент именно по моральным соображениям: на каком-то этапе он осознал, что шимпанзе, физически намного более сильная, чем её "сводный брат", просто раздавит ему грудную клетку в своих объятиях или что-нибудь в этом роде. Внушить мораль обезьяне так же невозможно, как научить её языку.
Понятное дело, что никакие гены не переносят язык и мораль от родителей к детям. Это всё передаётся (или не передаётся) культурой. Но вот вопрос: откуда же получили навыки культурного поведения первые люди? Обычно люди отвечают на этот вопрос шуткой, мол, рептилоиды научили людей, потому что серьёзно люди ответить на этот вопрос не могут.